На звание главного фильма года претендовали: "Битва за Севастополь" (Юлия Пересильд – заслуженная награда за лучшую женскую роль), "Батальонъ" (женский спецотряд во время февральской революции), "Милый Ханс, дорогой Петр" (немцы, работавшие над созданием оптического стекла на советском заводе в канун войны) и "Конец прекрасной эпохи". Перед вручением премии я провела блицопрос среди друзей и знакомых. В основном это молодые люди до 40 – журналисты, пиарщики, айтишники и предприниматели, то есть те, кто составляют значительную зрительскую аудиторию современного российского кинематографа. И большинство высказались за ленту Меликян. Мнение экспертного сообщества на этот раз совпало с мнением зрителя. А картина "Про любовь", конечно же, зрительское кино, в котором много знакомых образов "из жизни". Инфантильный "танкист", живущий в виртуальном мире, поклонники "анимэ", которые не находят себя вне воплощенных ими мультяшных образов. А еще чудовищные из-за своей правдивости образы российских парней на свиданиях с японской героиней. Во время просмотра понимаешь, что улыбка носит оттенок грусти. В картине использовано много современных выразительных средств, она сделана молодыми и для молодых. Она окажется полезна, но, возможно, и не принята теми, кому "за". И пусть ужаснутся и заплачут горючими слезами "мачо", узнавшие себя в образах Машкова и Ефремова, которые спорят с "Битлз" о том, что "любовь нельзя купить", пусть взгрустнется даме, рассуждающая о "счастливом" двадцатилетнем браке с героем того же Машкова. Грустно потому, что, несмотря российский фильм, снятый о любви и про любовь, радуешься лишь за двух героев-японцев. За девушку, приехавшую в Москву в поисках загадочной русской любви и близости душ, и юношу, научившемуся петь русские песни и последовавшему из далекого японского городка за ней – своей возлюбленной. Да, еще осталась "довольно счастливой" героиня Ренаты Литвиновой, получившая то, чего хотела – материальное, физическое и моральное удовлетворение. Победа картины Меликян – это и победа сценария. Говоря о кризисе кино, важно говорить о кризисе сценариев. А ведь сценарий остается ключевым стержнем, на котором держится интересный фильм или пьеса. Интригующее начало, эволюция героев, кульминация в конце – вот, чего ждут во время просмотра. Полтора года назад вступил в действие закон против мата в литературе, кино и СМИ. Против принятия закона выступали молодое поколение режиссеров и сценаристов, посчитав, что закон возвращает цензуру. На как показывает практика, всегда найдется "офигительная" замена. Если ты наделен талантом, вкусом и желанием вступить со зрителем в диалог, то как истинный художник ты обязательно найдешь пусть и острую, но допустимую форму выражения. Если же в арсенале исключительно язык улиц и скудный арсенал приемов, то не стоит уповать на неправильные законы. Закон, приравнявший блогеров к СМИ, принят потому, что СМИ несет ответственность за публикации и сюжеты. И если тебя читают свыше 5000 человек, важно оценивать степень влияния на аудиторию. Что уж говорить о кино, которое посмотрят десятки, сотни тысяч человек. Уверена, что в год российского кино мы еще не раз порадуемся работе наших сценаристов, режиссеров и актеров. И пусть рождаются разные, философские и смешные, трагические и "гомерические" фильмы. Главное – чтобы они заставляли думать, чувствовать, сопереживать, а значит идти вперед и развиваться. Как в фильме "Про любовь".