Одна из причин предложенной реформы – оптимизация бюджетных расходов. В ее рамках ФСКН и ФМС предлагается расформировать. Сейчас штатная численность наркоконтроля составляет около 34 тысяч сотрудников. Из них предполагается уволить около 80%, а 7,5 тысяч офицеров перевести в структуру МВД. Таким образом планируется сократить расходы на 30 миллиардов рублей. Экономия должна образоваться за счет массового сокращения управленческого аппарата и генеральских должностей. При этом контроль за легальным оборотом наркотиков предлагается возложить на соответствующие службы Минздрава.
Кроме того, как пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на зампреда думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Александра Хинштейна, из нынешнего состава ФМС (40 тысяч человек) планируется передать в МВД около 19,5 тысячи сотрудников. Для этого в МВД возможно восстановление паспортно-визовой службы – предшественника отдельного миграционного ведомства. Вопросы трудовой миграции в таком случае будут переданы Минтруду. По данным источников издания, в администрацию президента уже поступили соответствующие предложения о сокращениях в силовых и правоохранительных органах.
Впрочем, в самих ведомствах не намерены быть сторонними наблюдателями собственной ликвидации. Глава ФСКН Виктор Иванов, сообщает газета, уже направил в администрацию президента письмо, в котором указал, что ликвидация службы приведет к серьезным негативным последствиям и ухудшению "оперативной обстановки" в стране. Да и финансовый эффект от реформы ведомства в нем оценивают скептически, говоря, что его, по подсчетам Минфина, следует ожидать лишь в 2017 году. Против расформирования Госнаркоконтроля выступают и общественные организации, в которых считают, что МВД может не справиться с функцией борьбы с наркотиками.
Депутат Госдумы Николай Ковалев, в прошлом директор ФСБ, заявил, что считает предложенные меры по сокращению "абсолютно логичным и принципиальным решением". По его словам, в последние годы ФСКН стала обособленной структурой, которая начала конкурировать с МВД, ФСБ, таможней и прочими силовиками. "Эта конкуренция нам дорого обошлась. Доходило даже до того, что оперативники разрабатывали вместо преступников друг друга", – сообщил законодатель. Ковалев уверен, что борьба с наркотиками, особенно с трафиком из-за рубежа, будет гораздо эффективнее, если будет вестись именно МВД. Для этого у министерства гораздо больше возможностей, чем у ФСКН, которая не всегда своевременно реагировала на появляющиеся угрозы, например, спайсы, считает депутат.
В МВД и ФМС от официальных комментариев воздержались, сославшись на то, что решение о судьбе той или иной службы находится в компетенции исключительно президента. Такую же позицию заняли в Минфине.