Шахидка, задержанная с самодельной бомбой 9 июля 2003 года на 1-й Тверской-Ямской улице в Москве, Зарема Мужахоева обратилась к президенту России Дмитрию Медведеву с ходатайством о помиловании.
"Уважаемый Дмитрий Анатольевич! — пишет Мужахоева президенту. — Надеюсь на Ваше милосердие. Обо мне сложился образ монстра в женском обличье, поэтому я хотела бы самолично поведать Вам о своей жизни. Только зная мою судьбу, условия, в которых формировалась моя личность, можно объективно судить обо мне".
В письме, обращенном к Дмитрию Медведеву, отсидевшая в подмосковной колонии около пяти лет шахидка перечисляет смягчающие обстоятельства, которые, по ее мнению, могут повлиять на снисхождение. Как пишет террористка, мама ее бросила, папа погиб, мужа убили, ребенка отнял свекор. Также она рассказала, что родилась и выросла в Бамуте, то есть является ребенком войны с травмированной психикой. А свою готовность стать террористкой объясняет тем, что задолжала родственникам денег, сообщает "Московский комсомолец". "Как раз в это время, – цитирует газета письмо шахидки, – ко мне обратилась соседка и предложила избавиться от долга. Она предложила мне стать шахидкой, а за это боевики выплатили бы мой долг. Жизнью своей я не дорожила, а о том, что погибнут невинные люди, я в этот момент просто не задумывалась. Просто появилось предложение разом решить две проблемы: уйти из жизни и рассчитаться с долгом. В июне 2003 года на меня надели "пояс шахида" и поручили взорвать автобус с военными".
Формально Мужахоева имеет право на снисхождение, поскольку на основании ее показаний уничтожены либо арестованы полтора десятка боевиков, а также уничтожена база террористов в подмосковном селе Толстопальцево.
Напомним, Мужахоева была задержана 9 июля 2003 года в кафе в центре Москвы, когда сотрудники заведения сочли ее поведение подозрительным и вызвали милицию. При девушке обнаружили взрывное устройство, при попытке обезвреживания которого погиб взрывотехник Федеральной службы безопасности России майор Георгий Трофимов. Коллегия из 12 присяжных заседателей Мосгорсуда 5 апреля 2004 года единогласно признала Мужахоеву виновной в терроризме, покушении на убийство и незаконном хранении и перевозке взрывчатых веществ.