Владимир Путин за несколько часов пресс-конференции подробно ответил на десятки вопросов прессы. Как всегда, он не упустил случая блеснуть уже хорошо знакомыми россиянам ораторскими навыками, обогатив президентский дискурс новыми яркими цитатами.
"Если кто-то в турецком руководстве решил лизнуть американцев в одно место – не знаю, правильно они поступили или нет" – так глава государства прокомментировал версию турецких журналистов о том, что в инциденте со сбитым на границе Сирии Су-24 были замешаны интересы некой "третьей страны".
Вообще по отношениям с Турцией у президента получилось весьма развернутое выступление. Путин подробно остановился на последствиях турецкой атаки, которая для российской стороны стала полной неожиданностью. Больше эта ошибка не повторится.
"Мы приводим в нормативное состояние систему ПВО Сирии, отремонтировали уже ранее поставленные системы ПВО "Бук", весьма эффективные, – сказал он. – Если раньше Турция там еще летала и постоянно нарушала воздушное пространство Сирии, теперь пускай полетают!" Тон, с которым президент произнес последние слова, не сулил турецким пилотам ничего хорошего.
Когда речь зашла о восстановлении отношений с Грузией, Путин начал вспоминать причины конфликта 2008 года и как-то незаметно "съехал" на Украину и Михаила Саакашвили. "На мой взгляд, это просто такой плевок в лицо украинского народа. Мало того что поставили Украину под внешнее управление, но еще вот таких политических, с позволения сказать, деятелей туда делегировали", – посочувствовал он соседям.
"Я никогда не обсуждаю вопросов, связанных с моей семьей. Они не занимаются бизнесом и не занимаются политикой. Они никуда не лезут" – а это уже Путин сказал о своих дочерях. Благодаря этой пресс-конференции, все узнали, что дочери президента всегда учились только в российских вузах, свободно говорят на нескольких языках, продолжают учиться и работать, а также делают "первые шаги в карьере, но добиваются успехов". "Я ими горжусь", – заключил глава государства.
Не обошлось и без курьезов. Интересный диалог состоялся между главой государства и журналисткой калининградского издания "Клопс.ру".
– Калининград, портал "Клопс.ру", – начала корреспондентка. – Как-как? – переспросил Путин. – Информационный портал "Клопс.ру", – повторила журналистка уже медленнее и отчетливее. – Как? – снова уточнил Путин. – "Клопс"! – "Клопс"? – Да. Блюдо немецкое, – пояснила журналистка и начала было задавать вопрос. Однако Путина явно больше занимала гастрономическая подоплека. Шел третий час пресс-конференции, во время которой никто не ел. – "Рулька.ру", – пошутил президент. Журналистка шутку проигнорировала и продолжила: – В Калининграде каждый день происходят ДТП, в которых... – Это такие котлетки, да? – вдруг прервал ее президент. – Да, это такие котлетки, – сдалась представительница калининградского портала.
Севастопольскому же журналисту, представлявшему по совместительству ВМФ, Путин посоветовал умеренность в алкоголе. "В последнее время самым популярным тостом в Севастополе является "За верховного главнокомандующего!" – независимо от повода и масштаба застолья", – рассказал ему крымчанин. "Ну, частить не надо", – прокомментировал президент и улыбнулся.
Не успевшие задать вопросы журналисты, предчувствуя скорое окончание общения с российским лидером, повскакивали с мест и начали всячески привлекать к себе внимание президента. "Все, – вдруг подвел черту под пресс-конференцией Путин. – Это закончить невозможно, это можно только прекратить".