Лидер партии "Национальный фронт" Марин Ле Пен проиграла кандидату от партии "Республиканцы" Ксавье Бертрану в северном французском регионе Нор-Па-де-Кале -Пикардия: 42 против 57%. На юге страны другому республиканцу, Кристиану Эстрози, уступила ее племянница, Марион Марешаль Ле Пен, со счетом 44-55. Сторонники взглядов, близких к позиции "Нацфронта", одержали победу лишь на Корсике, однако здешний кандидат к партии Ле Пен не принадлежит.
Судя по всему, не так уж тщательно следили за общественным мнением правящие во Франции социалисты и их традиционная оппозиция – республиканцы. Победа "Национального фронта" в первом туре голосования вызвала у них шок: ну не воспринимали они "лепеновцев" всерьез. Однако, надо признать, заклятые друзья быстро оправились и даже смогли договориться. Социалисты сняли свои кандидатуры в некоторых округах, призвав свой электорат голосовать за республиканцев. Мотивы такого единства французам объяснили популярно: "Если "НФ" победит, нас ждет страшное. И нужно использовать все средства, чтобы Франция не сдалась перед лицом грядущего кошмара", – писала проправительственная пресса. Сторонников "Нацфронта" называют едва ли не фашистами. Словом, силы света объединились в борьбе со вселенским злом.
"История повторяется" – так, видимо, думали лидеры республиканцев и социалистов Николя Саркози и Франсуа Олланд. Действительно, была как-то раз во Франции похожая ситуация: в 2002 году во второй тур президентских выборов неожиданно вышел вместе с Жаком Шираком (кто бы вы думали?) отец нынешнего лидера "НФ", Жан-Мари Ле Пен. Тогда вся свободолюбивая Франция сплотилась и дала ему отпор, а Шираку вдохновленные избиратели отдали 80% голосов.
Но, кажется, Саркози с Олландом немного не рассчитали. Ситуация в стране все же отличается от начала 2000-х. Так что сокрушительной победы на сей раз не получилось, социалисты и республиканцы лишь немного опередили "Нацфронт". С небольшой натяжкой можно сказать, что симпатии избирателей разделились поровну: две партии получили чуть больше 30%, одна – чуть меньше. То есть с точкой зрения Марин Ле Пен согласны около трети французских избирателей.
Успеху "Национального фронта" на выборах способствовало сочетание целого ряда факторов. Как пишет французское издание Atlantico, это безработица, рецессия, высокие налоги, дестабилизирующие страну реформы. А катализатором настроений стали теракты в Париже 13 ноября, а главное – массовый приток мигрантов, которые десятками тысяч прибывают в Европу из Ливии и Сирии, а с лета – еще и из Турции. Авторы подчеркивают: для многих голосование за "Нацфронт" в первом туре стало не только жестом отчаяния, но и предупреждением в адрес тех, кто устроил эту миграцию.
Как отмечает Atlantico, большинство беженцев спасаются из Сирии из-за чудовищной гражданской войны, которую подпитывал Запад, четыре года помогая исламистам. Вопреки официальной версии, большинство бегут не от режима, а от войны, исламистов и еще больше обострившегося из-за европейских санкций экономического кризиса. Им помогают в этом преступные группировки, вымогающие огромные деньги за проезд. Тем не менее люди едут, потому что видят перспективу. А открыла эту перспективу Ангела Меркель, заявив летом, что готова принять миллион беженцев. В своих выводах авторы статьи, кстати сказать, не оригинальны: госпожу канцлерин сегодня, кажется, вся Европа винит в своих бедах. Но французы высказываются особенно жестко: "Удивительно, что столь опытная женщина, которую до недавних катастрофических решений считали совестью Европы, в своей безответственности дошла до дестабилизации Германии и всего ЕС".
Французский "Национальный фронт" и его лидера Марин Ле Пен в западной прессе часто называют друзьями России. И, соответственно, считают, что в Москве тяжело переживают поражение "НФ" на выборах. Однако главное в позиции России, как, впрочем, и сторонников "Нацфронта", заключается в следующем: дайте каждому народу право самому решать свою судьбу. Тем же французам с их богатой историей и культурой, наверное, негоже чересчур внимательно прислушиваться к императивным "рекомендациям" Вашингтона. А что до некой выгоды, которую могла бы иметь российская сторона от победы "НФ", то политика Москвы не зависит от смены властей в соседних государствах. До тех пор, пока эти власти не становятся угрозой безопасности России.
Впрочем, и для Ле Пен с ее партией все еще только начинается. Президентские выборы 2017 года не за горами.