Прокомментировавший это обращение глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров заметил, что "очень интересно, как теперь поведет себя Запад, поддержавший новую власть на Украине, после этого обращения к международному террористу Умарову". Более интересно, как поведут себя российские либералы, переживающие сейчас не самые лучшие времена, времена, когда приходится стремительно мимикрировать для того, чтобы остаться "на плаву". Будь дело в середине 90-х, во времена первой чеченской кампании, реакция российских "иностранных агентов", тесно связанных с украинскими неонацистами и кавказскими бандформированиями идеологией ненависти к нашей стране и финансированием из одних и тех же фондов, все было бы понятным: медиа-истерика о сапоге российского оккупанта, топчущего ростки молодой демократии, бескорыстные и романтичные борцы за незалежность, подвергающиеся массовым пыткам и тому подобный набор штампов из "Наставления по проведению психологических операций" и прочих западных методических пособий. Но, времена изменились, живущие на западные гранты российские "гражданские активисты" спешно меняют тактику, и вот эта их мимикрия заслуживает самого пристального внимания. До недавнего времени их будущее представлялось им самим достаточно безоблачным. Принятый в ноябре 2012 года федеральный закон, получивший в обиходе название "Закона об иностранных агентах", не вызвал поначалу в сообществе российских НКО особого беспокойства. Прокуратура сообщила о проверке почти тысячи НКО, само же сообщество "грантополучателей" – о проверках 311 организаций, 99 из которых подверглись различным санкциям. По итогам обращения в суд после проведенных проверок и принятых решений, в первой инстанции суд встал на сторону НКО в 12 случаях, и на сторону проверяющих органов – в 35. Во второй инстанции НКО на данный момент выиграли в 12 случаях, органы власти – в 17. Столь вялотекущее противостояние сектор НКО вполне устраивало и позволяло во внутренних документах делать оптимистические прогнозы о том, что "при большом замахе – массовость проверок и участие в них множества ведомств – кампания по выявлению "иностранных агентов" принесла минимальный результат и если не закончена, то идет на спад". Главной причиной подобного оптимизма являлось то обстоятельство, что "Закон об иностранных агентах" серьезно запоздал. Основной упор делался в нем на наличие зарубежного финансирования. Как выясняется сейчас, для ряда наиболее серьезных организаций это уже пройденный этап. Западная стратегия "развития гражданского общества" представляет собою промежуточный этап более глобальной задачи – создание "глубинного государства", то есть формирование прозападной элиты, имеющей устойчивое положение в сфере образования, СМИ, органах исполнительной и законодательной власти. Незатейливая цепочка: "иностранный агент", в результате деятельности которого возникает "агент влияния", реализующий диктуемые извне идеологические и практические установки и, в случае необходимости, – либо саботирующий политические решения, которые этим установкам противоречат, либо оказывающий поддержку другой части "глубинного государства", его боевому активу, осуществляющему сопротивление неугодному Западу курсу насильственными методами. Одним из главных условий реализации этой стратегии является привлечение внутренних источников финансирования деятельности как "иностранных агентов", так и "агентов влияния". Собственно, переход на эти "внутренние источники", наряду с формированием вокруг "иностранного агента" сетевой структуры, организаций, действующих в регионах, действующих, на первый взгляд, без прямой связи с "иностранными агентами" федерального уровня, и составляют суть той мимикрии, а точнее – второго этапа развития завязанного на Запад сектора НКО, который мы наблюдаем сегодня в России. Анализ открытых источников финансирования российского сектора НКО показывает, что доля зарубежного финансирования в нем сокращается. Но сокращается не за счет того, что уменьшаются суммы западных грантов, а потому, что возрастает доля финансовых поступлений от российских "благотворителей", среди которых присутствуют как крупные компании, так и органы власти. Алексей Кудрин, чей "Комитет гражданских инициатив" сегодня активно участвует в финансировании проектов "гражданской активности" в регионах, возможно, и не желая того, но проговорился: "за поддержку серьезных оппозиционных партий на бизнес было давление, такие примеры многочисленны". Ни для кого не является секретом, что в финансировании проекта "Навальный" активно участвовали вице-президент ООО "Росгосстрах" Роман Борисович, писатель Дмитрий Быков, ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев, профессор Парижской школы экономики и Российской экономической школы Екатерина Журавская, партнер УК "Росинвестотель" Кирилл Иртюга, председатель совета директоров Национальной резервной корпорации Александр Лебедев, директор по стратегическому планированию консорциума "Альфа-Групп" Алексей Савченко и другие. С такой поддержкой и потребность в зарубежных грантах становится на данном этапе не особо нужной. Для поддержания собственного имиджа можно от них и отказаться. А в "день Д", как мы видели это на Украине, – получить огромные вливания уже под конкретную акцию, под конкретную боевую структуру, осуществляющую государственный переворот. Сеть организаций, подчиненных единой идеологии и целевым установкам, работающая по методикам "головных организаций" и в тесной координации с ними, которая, кстати, осуществляется и активным внедрением в деятельность региональных НКО IT-технологий, – вот вторая по важности задача нового этапа деятельности "иностранных агентов" в России. Решаемая, надо сказать, достаточно успешно. Ряд организаций, по формальным признакам попадающие под определение "иностранных агентов", насчитывают от 15 до 35 региональных филиалов, и это, думается, не предел их экспансии в регионы. Ну а третья задача, реализуемая столь же методично и наступательно, – расстановка "своих", людей, прошедших обучение по программам НКО, на значимые позиции в законодательной и исполнительной власти. Подготовленные на тренингах по "гражданской активности", обладающие навыками организационной деятельности, кадры, прошедшие "горнило НКО", во-первых, обладают заметными конкурентными преимуществами перед теми, кто этой подготовки не имеет, а во-вторых, что немаловажно, пользуются поддержкой стоящих за ними структур, работающих на зарубежные гранты. На наших глазах складывается ситуация, когда лояльность к "иностранному агенту" и участие в его работе является залогом успешной карьеры (хоть научной, хоть общественной, хоть медийной) и сопутствующей этой карьере благосостояния. Одно из любимых мест "птенцов НКО" – всевозможные общественные, наблюдательные и экспертные советы при органах законодательной и исполнительной власти. Формирование их через "Эхо Москвы" и другие либеральные каналы обеспечивает надежные фильтры. Простор для подковерных игр, лоббирования и откровенного трайбализма широк – чем "иностранные агенты", уже накопившие серьезный лоббистский ресурс, и пользуются, проводя в составы этих органов именно и только своих. "Россия всегда была в первую очередь аграрной страной, поэтому аграрная специфика – исторически сложившаяся базовая ценность, которая в определенный исторический момент сошла на нет. Нужна новая идеология земельного собственника. Сельхозпроизводитель – это самый честный и ответственный собственник и работодатель, пока перед ним не возникает угроза потери своей земли. Сильный хозяин на селе – это то, чего хотел добиться Петр Столыпин. Для борьбы с коррупцией должна быть понятная каждому экономическая составляющая идеологии, дающая ответ на вопрос, куда идет страна. Нам не подходит ставка Китая на развитие высоких технологий, мы уже не можем себе этого позволить, так как находимся на догоняющих позициях. Но у нас может быть понятная сельхозидея: борьба с голодом, например, так называемая социальная еда... Также важно уменьшать нагрузку на экономику неэффективных госструктур, в том числе силового блока; его реформа и приведение в соответствие с жизненными потребностями государства и возможностями хозяйственного комплекса страны должны также стать одним из элементов новой идеологии". Скажете – бред и нелепица? Согласен. Но исходит она не откуда-нибудь, а из Совета по правам человека при Президенте РФ, особо матерые члены которого, уловив общественный запрос, взялись за разработку идеологии страны. Долго ли протянет страна с такой идеологией? Ответ очевиден. Но неприемлем он только для нас с вами. Для "иностранных агентов", вступающих во второй этап своего развития, он будет означать то, что их основная задача выполнена".
* Организация запрещена на территории РФ