Сергей Черняховский. Доктор политических наук, профессор, действительный член Академии политических наук.
"На сегодня ситуация проста: государство на Украине не исполняет свои обязанности и не выполняет свои функции. Функции государства: принуждение к исполнению законов и своих решений, управление, посредничество. Государство на Украине сегодня никого не способно ни к чему принудить, ничем не способно управлять, ни между кем не может выступать в роли эффективного посредника.
На Украине сегодня власть не способна обеспечить подчинение своей воле. На Украине сегодня власть не обладает монополией на средства насилия. На Украине сегодня не исполняются законы, то есть нет юридического порядка. На Украине сегодня нет постоянства существования самого государства, как суверенного начала: как таковое оно существует два десятилетия, и за это время третий или четвертый раз оказывается на пороге распада, раскола и разрушения государственных институтов. Собственно, на Украине сегодня нет институционального измерения как такового, потому что ход событий определяется не решением признанных институтов, а прямым силовым противостоянием.
Государство в своем существовании включает в себя три элемента: территорию, население, власть. У Украины практически нет единой и ощущающей свою целостность территории, нет объединяемого единой самоидентификацией населения, в ней не существует реальной суверенной власти.
Обязанность государства – обеспечивать безопасность своих граждан, целостность своей территории, установленный на ней юридический и общественный порядок. Безопасность граждан на Украине не обеспечена, потому что их безнаказанно могут убивать политические бандиты и власть не может их обезвредить; целостность и неприкосновенность территории Республики Украина не обеспечена, потому что на ее территории действуют боевые отряды, инициируемые и поддерживаемые другими государствами, часть ее территории существующую власть признает, а часть уже создала свою; общественный и юридический порядок на данной территории не соблюдается.
Это значит, что государственность Республики Украина на сегодня прекращает свое существование. Суверенное государство на Украине на сегодня не существует. Можно спорить, когда оно существовало вообще и существовало ли вообще, состоялось или не состоялось некогда, но на сегодня его не существует. Некому защищать граждан, некому обеспечивать безопасность, некому удерживать целостность территории.
На лишившейся государственности территории, лишившись защиты прекратившего свое существование государства, проживает порядка четырех миллионов граждан России. И как минимум до тридцати миллионов человек, составляющих русскоязычное население этого бывшего государства. И они на сегодня живут в условиях гуманитарной катастрофы. Им необходима помощь. И они нуждаются в защите.
Встает естественный вопрос о защите их безопасности и об обеспечении на территории их проживания минимально необходимого общественного порядка. А также об обеспечении их права на самоопределение и создании дееспособной государственности.
При этом целый ряд регионов данной территории оказался включен в состав Республики Украины достаточно произвольно и без минимальных юридических оснований. Границы, в которых еще в 2013 году существовала Республика Украина – это границы не исторической Украины как таковой, а Украинской Советской Социалистической Республики как части контракции СССР. Эта конструкция оказалась разрушена, как и право каждой части каждого народа, существовавших в составе УССР – самому определять форму своего дальнейшего государственного самоопределения.
Не территории Украины на сегодня приостановлено реальное действие конституционных органов государственной власти. Правительство ушло в отставку. Президент был вынужден временно покинуть территорию страны, одновременно подтвердив, что не оставляет свой пост. Парламент лишился легитимности, утратив свободу принятия решений, которые он вынужден принимать под угрозой физического насилия со стороны совершивших государственный переворот боевиков, не скрывающих свою неонацистскую ориентацию. Более того, он принимает решения, по Конституции, выходящие за рамки его полномочий.
На Украине не действуют законы, на Украине парализованы органы государственной власти. Власть, если о ней сегодня вообще можно говорить, не способна ни организовать текущую жизнь страны, ни обеспечить безопасность граждан, ни прекратить насилие, ни разоружить незаконные вооруженные формирования.
Что будет потом с тяготеющими к России областями бывшей Украинской Советской Социалистической Республики и как они себя назовут – покажет ход событий, и они вправе будут сами это решить. Что будет потом с тяготеющими к движению от России областями бывшей Украинской Советской Социалистической Республики и как они себя назовут – тоже покажет ход событий, и они тоже вправе будут сами это решить.
Но сегодня государственность Республики Украина прекращает свое существование. И ее граждан нужно брать под защиту.
Нескольким десяткам миллионов граждан Украины, ее культурному наследию, ее памятникам, языку и памяти угрожает уничтожение. Распространение неуправляемых процессов насилия и разрушения угрожает безопасности и стратегических инфраструктурных объектов – от газопроводов до атомных электростанций.
Одновременно на территории Украины хранится неизмеренный до конца по объему арсенал вооружений, включая тяжелое и самое современное. На ее территории существует мощная оборонная промышленность, способная вооружить мощную армию. И все это может оказаться в руках неонацистских боевых отрядов, общие ценностные установки которых включают в себя территориальные претензии к близлежащим странам: Венгрии, Словакии, Польше, России.
При этом будем говорить прямо: миллионы и десятки миллионов граждан нынешней Украины – это в прямом смысле родственники граждан России. То есть угроза безопасности висит не просто над дружественными народом, а над членами семей граждан России.
Собственно говоря, Россия один из гарантов безопасности Украины. В течение нескольких месяцев развития кризиса на Украине она вела себя предельно сдержанно, исходя из уважения суверенитета государственной власти Украины.
Государственная власть может говорить о своем суверенном существовании, когда на своей территории она является высшей, то есть на ее территории никто не может оспорить ее решения, а в мировом сообществе она является самостоятельной – извне никто не может навязать ей чужие решения. Государственная власть на Украине не способна обеспечить исполнение своих решений и не может принимать их самостоятельно, потому что ей диктуют извне, какие принимать решения. И какие не принимать.
Строго говоря, представляя собой два разных государства – Республику Украину и Российскую Федерацию, Украина и Россия являются одной страной. В одной из ее частей происходит гуманитарно-политическая катастрофа. В соседние с Украиной области России начинается приток беженцев, спасающихся от нависшей угрозы и распространяющегося нацистского террора. На их территорию одновременно проникают вооруженные отряды неизвестной принадлежности. Речь уже идет не только об аннексии Украины западными странами, но и о начинающейся агрессии против России. То, что сегодня называют "Украиной" в основе своей является ядром возникновения российской государственности.
И законный и не отрешавшийся в конституционном порядке президент Украины, и граждане Украины, и регионы Украины, в первую очередь условно входящая в состав Украины Республика Крым – обратились к России с просьбой о помощи. У России нет другого выбора и другого выхода, кроме принятия их под свою защиту. Отказ от оказания помощи просто был бы предательством и народа Украины, и членов семей граждан России, не по своей воли оказавшихся гражданами другого государства.
Если уж следовать всей правде, проведенный в декабре 1991 года референдум на Украине, ставший основой ее выхода из состава СССР, предполагал по формулировке и увязке с другими документами провозглашение независимости Украины при гарантиях сохранения ее гражданами гражданства СССР и вхождения Украины в состав обновленного Союза. Они были обмануты.
У России есть по отношению к ним свои обязанности. Но у России есть и свои естественные интересы собственной безопасности. А с точки зрения интересов ее безопасности и защиты уже и ее граждан, ей нужна либо единая и дружественная Украина, либо разделенная. Россия не может позволить себе иметь базы НАТО и боевые соединения неонацистов под Белгородом и Брянском.
При этом Россия не может полагаться ни на тех, кто называет себя "международными посредниками", ни на "международных наблюдателей ООН и ОБСЕ". Потому что всюду, где в последние десятилетия они принимали участие в разрешении конфликтов, именно они оказывались теми, кто их разжигал.
У России нет иного выхода, и она все на сегодня делает правильно. Хотя, возможно, и с некоторым опозданием".