Слоган "Двадцать лет партнерства", отпечатанный на стенах помещений, где проходил саммит, не особо отражает реальность. С 1996 года, когда Россия стала полномасштабным партнером по диалогу с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, было проведено лишь три саммита, и первые два не дали ожидаемых результатов. В 2013 году доля стран АСЕАН в эспорте Российской Федерации составила 1,6%, а в импорте – 2,9%, пишет доктор экономических наук Л.Ф. Лебедева. Неудивительно, ведь раньше транспортное сообщение с Юго-Восточной Азией представлялось достаточно затруднительным, а на рынке стран Ассоциации доминируют Китай, Индия и США. С этими тремя гигантами экономики невозможно справиться без согласия самих стран ЮВА.
Новые дороги Третий саммит Россия-АСЕАН показался российским политикам, экономистам и политологам намного более оптимистичным, чем предыдущие два. Владимир Путин назвал эту встречу "полезной и весьма предметной", а Дмитрий Песков на пресс-конференции по итогам саммита заявил, что "сегодня и завтра основной приоритет – это АСЕАН". Бизнес-сообщество заговорило о перспективах развития на новом рынке."Это был содержательный саммит. Лидеры России и АСЕАН зафиксировали понимание общих интересов в Восточной Азии и в мире, договорились о целях своего сотрудничества на обозримую перспективу в сферах политики и безопасности, а также торгово-экономической, гуманитарной и социо-культурной", – отметил директор Центра АСЕАН при МГИМО Виктор Сумский. В рамках саммита поднимался даже вопрос о создании зоны свободной торговли между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и странами АСЕАН. Члены Ассоциации пообещали подробно рассмотреть это предложение.
Поворот на Восток Почему Россия так заинтересована в укреплении торговых связей с Юго-Восточной Азией? Резкая потеря европейского рынка из-за санкций и контр-санкций, падение цен на нефть, ослабление рубля и курс на импортозамещение вскрыли огромное количество структурных изъянов в российской экономике. Ресурсов на коренные изменения и реформы откровенно не хватило бы даже если бы их начали еще в 2014 году. Для того, чтобы отечественная экономика не скатилась окончательно в бездну, необходимо искать новые рынки. Для этого была разработана политика "Поворота на Восток", делавшая ставку на расширение ЕАЭС и укрепление торговых связей с Китаем. Начался даже процесс дедолларизации взаимных расчетов между Россией и КНР, который, правда, несколько затянулся.Одного Китая в качестве рынка сбыта и импорта категорически мало. Отсутствие конкуренции на рынке внешней торговли может сделать Россию зависимой от КНР, что является прямой угрозой национальной безопасности. Именно поэтому в качестве вторичного экономического партнера были выбраны страны АСЕАН. К сожалению, для подобной переориентации сильно не хватает базовых ресурсов. Оборот со странами ЮВА очень низок, взаимные вложения – и подавно. "В инвестиционной области Россия ... не выглядит сильным игроком на рынке АСЕАН. В 2012–2014 г. в экономики стран ЮВА пришло $698 млн российских инвестиций, или 0,2% от общего входящего объема. Из этой суммы $420 млн было вложено в один год в одну страну, Вьетнам, что показывает слабую диверсифицированность российской инвестиционной стратегии в регионе", – пишет эксперт Российского совета по международным делам Антон Цветов.
Перспективы роста России и Юго-Восточной Азии понадобилось двадцать лет на осознание того, что недоразвитость отношений между ними носит исключительно инерционный характер. Другими словами, развивать торговлю с ЮВА мешает исключительно отсутствие желания. Сейчас же появилась довольно мощная мотивация наконец-то заняться этим вопросом. Антон Цветов выделяет ряд областей, в которых необходимо развивать сотрудничество с АСЕАН: энергетика, "чистые" технологии, транспортная инфраструктура, информационные технологии и инвестиции.Насчет первой все ясно без лишних объяснений. Россия является одной из ведущих мировых держав в области атомной энергетики и одним из крупнейших экспортеров нефти и газа. Более 20% населения ЮВА до сих пор не имеет доступа к электричеству, а спрос на сырье в регионе из-за уменьшения добычи к 2040 году может вырасти 80%. Вскоре странам АСЕАН будет намного дешевле покупать нефть, чем добывать ее самим. Россия также может помочь региону с возобновляемыми ресурсами и "чистыми" технологиями. Нехватку питьевой воды в странах АСЕАН можно решить поставками с Байкала. Кроме того, из-за огромного количества лесных пожаров в Сибири Россия за последние годы поднаторела в реагировании и ликвидации последствий стихийных бедствий. Мы можем снабжать регион системами предупреждения и другими соответствующими технологиями. Российские технологии постройки железных дорог также могут сильно помочь странам Юго-Восточной Азии. Уже сейчас РЖД выполняет крупный проект строительства железной дороги в Индонезии. В области информационных технологий Россия является одним из бесспорных лидеров, а в странах АСЕАН существует довольно большая проблема с телекоммуникациями. Из десяти стран лишь в Таиланде более-менее развита мобильная связь, и то благодаря опальному экс-премьер-министру Таксину Чиннавату.
Скрытая угроза Конечно, большинство вышеперечисленных ниш уже занято такими гигантами, как Китай, Индия и США. Но эти страны пришли на рынок ЮВА довольно давно. Американцы начали активно торговать со странами АСЕАН во время Холодной войны, китайцы заполонили страны региона еще в 80-90-х годах, а Индия, хоть и обосновалась в этих государствах лишь после падения азиатских фондовых бирж во время финансового кризиса в 2008 году, все равно уже воспринимает местный рынок как данность. Появление нового игрока в Юго-Восточной Азии немного поколеблет торговые связи с этими тремя странами, что позволит России покрепче обосноваться на локальном рынке. И если США и Индия воспримут это, как здоровую конкуренцию, реакция Китая может оказаться намного более резкой. "Китайское экономическое чудо" завершилось. Темпы роста экономики КНР стремительно падают и им необходимо не только активно искать новые рынки, как они это делают в Африке, но и ревностно защищать уже имеющиеся. Китай уже отдал часть ЮВА Индии в конце нулевых, да и территориальные споры со странами АСЕАН в Южно-Китайском море усложняют ситуацию. Китайцы не могут позволить себе потерять хоть каплю влияния на этом рынке. А политику и экономику они, как и большинство восточных стран, не разделяют. К сожалению, Россия оказалась в подобной ситуации. Отечественная экономика не только потеряла большую часть связей с Европой, но и систематически проигрывает Китаю в странах СНГ. Существующие договоренности в рамках ШОС кое-как сдерживают этот процесс, но, откровенно говоря, недостаточно. Туркменистан строит газопровод в Китай через Казахстан. Таджикистан укрепляет с КНР торговые связи. В других странах Центральной Азии также идет процесс увеличения товарооборота с Китаем, несмотря на определенную неприязнь к нему. Россия никогда не достигнет такого крупного товарооборота с Юго-Восточной Азией, как, например, Китай (500 миллиардов долларов в год). Но свою нишу занять мы можем. "Не следует пытаться превратить партнерство России со странами ЮВА в нечто грандиозное или ожидать быстрого углубления и расширения сотрудничества. Однако разумно было бы постараться извлечь максимальную выгоду из процессов, происходящих в этом динамично развивающемся регионе", – пишет Антон Цветов. Можно только добавить, что попытки агрессивной рыночной экпансии могут привести к ухудшению отношений с Китайской Народной Республикой. В таком случае Россия потеряет намного больше, чем приобретет.