Для российских регионов вопрос тарифов на электричество по-прежнему
остается в списке наиболее волнующих и власти, и население. Жители Бурятии искренне
недоумевают, почему из трех граничащих друг с другом регионов именно в
республике самая дорогая электроэнергия. Один киловатт стоит для жителей
субъекта Федерации 4,36 рубля. Например, в Забайкальском крае он же обходится
лишь в 2,76 рубля, а в Иркутской области и вовсе в 97 копеек. При этом республика производит электроэнергии больше, чем потребляет.
О ненормальной ситуации на энергетическом рынке республики речь шла еще в марте 2016 года на встрече главы Бурятии Вячеслава Наговицына с президентом Владимиром Путиным. Губернатор предложил уравнять тарифы в республике и соседних регионах. Глава государства согласился с доводами президента Бурятии и поручил создать рабочую группу, которую курирует вице-премьер Аркадий Дворкович.
"Тема цены на электричество для Бурятии – парадоксальная, – признал член центрального штаба ОНФ, руководитель центра мониторинга исполнения указов президента, депутат Госдумы от Прибайкалья Николай Николаев. – Сколько уже копий сломано, сколько было решений, обсуждений, а воз и ныне там".
"Видимо, причиной является то, что у такого формирования цены есть свои интересанты"
В самой республике имена тех, кто, судя по всему, напрямую заинтересован в сохранении высоких тарифов, уже давно произносят вслух и на официальном, и на бытовом уровне. За развитие инфраструктуры отвечает зампред правительства региона Николай Зубарев, бывший директор Гусиноозерской ГРЭС и местного филиала Федеральной сетевой компании.
"Корень зла в том, что в Бурятии сбытовая составляющая в тарифе – всего четверть от тарифа, а три четверти – услуги сетевых компаний, – уверен депутат городского совета Улан-Удэ Сергей Иванов. – Более 70% этих услуг предоставляет сетевая компания "Бурятэнерго" – филиал МРСК Сибири. Она включает в тариф необоснованные расходы и потери, отсюда – и высокие тарифы".
"Это необоснованно завышенная выручка монополиста. Превышение равно как минимум одному миллиарду рублей"
Ранее Иванов привел примеры странной работы "Бурятэнерго": цена обслуживания одной единицы оборудования на сетях в Бурятии составляет от шести до 39 тысяч рублей для разных компаний – и зампред правительства Зубарев никак это не комментирует. В республике это молчание объясняют просто: заместителем директора "Бурятэнерго" работает сын Николая Зубарева. "Мы говорим уже фактически о коррупционной составляющей, касающейся МРСК и правительства", – заявил депутат горсовета Улан-Удэ Александр Калашников.
"Правительство в лице Николая Зубарева и Служба по тарифам постоянно утверждают, что виновниками роста тарифов являются мелкие сетевые компании, – поясняет Сергей Иванов. – Но доля этих компаний в сетевом хозяйстве и в общей выручке сетевых компаний не превышает 10%, они не могут оказать существенного влияния. В то же время выручка "Бурятэнерго" составляет 77% в общем котле! Если из обшей суммы отнять выручку ряда крупных игроков, то доля мелких сетевых компаний оказывается совершенно несущественной".
Заместитель руководителя Службы по тарифам Евгений Белов считает, что с ценами на электроэнергию в Бурятии все в порядке. "Для населения у нас тарифы на среднем уровне, даже ниже среднего по стране, – заверил он. – Для прочих тарифы достаточно высокие, но они сопоставимы с тарифами в соседних регионах, есть еще выше. Снижать тарифы, конечно, нужно. Но работа и так ведется. И в результате цена на оптовом рынке электроэнергии тоже снижается. Снижения можно добиться путем консолидации сетей".
Оптимизм Белова не разделяет глава Торгово-промышленной палаты республики Игорь Зураев, который считает огромную ценовую разницу в соседних регионах недопустимой.
"Данный фактор не позволяет товаропроизводителям выдерживать конкуренцию на рынке, что отрицательно сказывается на социально-экономическом развитии Бурятии"
В итоге депутаты горсовета Улан-Удэ отказались принимать объяснения правительства и создали комиссию для расследования вопроса о формировании тарифов. "Потому что это же невозможно – нашему предпринимателю и жителю города платить такие тарифы. Надо с этим бороться. Если мы хотим, чтобы у нас была развитая экономика, нужна конкурентность", - заявил депутат Александр Калашников.
"Как мы можем конкурировать с теми же самими Иркутской областью и Забайкальским краем, если у них тарифы что на электроэнергию, что на тепло ниже?"
Местный законодатель напомнил, что в 2009-2011 годах в Бурятии тариф на электроэнергию подскочил, "и в итоге сетевая составляющая МРСК Сибири поднялась за два-три года процентов на 60". Депутат Госдумы Николай Николаев в курсе ситуации с тарифами и роли семьи Зубаревых.
"Кое-кому нужно понимать, что государство – не коммерческая лавочка и основная его задача – это решение социальных проблем"
По словам Николаева, у государства нет и не может быть задач получения сверхприбыли. "Чаще всего такие задачи перед собой ставят отдельные личности и отдельные чиновники, – подчеркнул он. – Оттуда у нас появляются и коррупция, и злоупотребления". В республике надеются, что федеральные власти помогут решить проблему с тарифами на электроэнергию.