Вы вошли в лонг-лист премии "Дебют". Почему решили участвовать в конкурсе? Расскажите о Вашем произведении, номинированном на премию. Начну с того, что молодой писатель должен обязательно участвовать в "Дебюте", если он хочет заявить о себе. А заявить о себе хочет любой писатель. Это дает подтверждение собственному существованию. Для писателя собственная реальность довольно неочевидна. Может быть, ты есть, а может, и нет. Нужны внешние подтверждения. С другой стороны, премия дает некоторые очки символического капитала. Все по Бурдье. Премии – способ легитимации в литературной среде. Скажу без ложной скромности: я – один из самых талантливых молодых авторов, проявил себя как поэт, прозаик, эссеист, переводчик и куратор. Почему бы мне не претендовать на премию? Однако главная причина в том, что мне и моей семье просто-напросто негде жить. Мои родственники все имущество продали и эмигрировали в Германию. А я, сжигая за собой все мосты, из Германии приехал в Россию, чтобы быть в своей языковой среде. Для меня это было важно как для писателя. Если я получу премию, мы сможем взять ипотеку. Такие простые реалии. В лонг-лист прошел сборник моей эссеистики. Он состоит из двух частей. Первая часть – сатирические статьи о современном литературном процессе. Смысл в том, что я довожу до абсурда все существующие в нем тенденции. Есть статьи-мистификации, где полностью выдуманы авторы и произведения, которые в них обсуждаются. Одна из вещей в сборнике – правила для настольной игры "Литпроцесс". Вторая часть сборника – "Письма тридцатилетнего". Если вкратце, это довольно мрачный дневник экзистенциального кризиса человека, попавшего в чуждую ему среду сначала в эмиграции, а потом дома. Вас выдвигали на другие литературные премии? Выдвигали несколько раз на ряд незначительных премий, пару раз доходил до шорт-листа. Один раз мне задним числом сообщили, что я победил, но приза у премии не было в принципе. Ведь у нас миллион с хвостиком разных абсурдных премий, находятся и такие, где обо всем узнаешь случайно. В некоторых премиях призом является бутылка коньяка. Я сам учредил в свое время премию имени себя. К сожалению, литературный процесс в этом плане часто напоминает художественную самодеятельность сельского клуба. Премия "Дебют" – одна из немногих адекватных премий. Кто Вы по профессии? Что побудило Вас заняться литературой? Когда я занялся литературой, у меня еще не было ни профессии, ни образования, поэтому правильно было бы сказать, что по профессии я именно литератор. Я произвожу тексты. Литератор – это жизненный выбор. Можно не получать никаких премий, нигде не публиковаться, жить впроголодь, но продолжать писать. Мне еще повезло. Я оказался достаточно приемлемым и в меру наглым, чтобы периодически где-то публиковаться. Но в целом я неформатный автор: например, если взять эссеистику, я занимаюсь тем, что порождаю конфликты, будоражу литературную блогосферу, провоцирую население этого болота на какую-то полемику. Поэтому нажил себе множество врагов среди поэтов – вся моя деятельность направлена на поэтический сектор литературного поля. С такой репутацией нельзя особенно рассчитывать на популярность. Но я люблю своих оппонентов. Только они и дают мне ощущение собственного существования. Я должен все время находиться с ними в диалоге. Иначе мне скучно. Втайне я рассчитываю на то, что они меня тоже любят, ведь кому они нужны, кроме меня? Что касается образования, то я филолог, преподаватель русского языка и литературы. По профессии никогда не работал. Будем откровенны: молодые писатели не могут прокормиться литературой. Чем Вы зарабатываете на жизнь? Я работаю администратором учебного портала для продавцов бытовой техники премиум-класса. Перевожу для них обучающие курсы с немецкого. А вообще, где я только не работал. Даже на рынке "Лужники" работал сборщиком денег с точек: боялся, что сумку украдут вместе с рукой, отрубят. Это было, когда я только приехал из Германии. Надо было как-то себя кормить. Образования еще не было, я приехал и поступил в МГУ на филфак. Днем вкалывал, вечером учился. Зимой согревался чаем. Из приличных работ могу назвать работу в фонде поддержки современного искусства и работу в издательстве "Эксмо". Какие авторы сильнее всего повлияли на Ваш литературный стиль? Если говорить о прозе и эссеистике, то, наверное, Николай Носов, Ильф и Петров, Аверченко, Лем, Стивен Ликок, Эрленд Лу, Леонид Костюков и, как ни странно, Жижек. Еще, разумеется, повлияла моя жена, писатель Алена Чурбанова. Мы написали с ней в соавторстве книгу рассказов. Если говорить о поэзии, то это Дмитрий Веденяпин, Леонид Костюков, Игорь Караулов, Леонид Шваб, Марк Шатуновский. С какими издательствами и журналами предпочитаете сотрудничать и почему? Первая крупная публикация у меня была в журнале "Знамя", но после этого они тут же меня забыли. С журналами и их сотрудниками надо все время поддерживать отношения. Это требует времени и сил, а я мизантроп. Не потому, что это стало модным после сериала "Доктор Хаус", а реальный мизантроп, по жизни. Когда я захожу в редакцию журнала, мне сразу становится не по себе, будто я пришел попрошайничать. Зато когда с кем-то отношения окончательно испорчены, я чувствую облегчение, что больше не нужно их поддерживать. Ведь я считаю, что не я, а они должны за мной бегать. А если не бегают – сами дураки. Поэтому у меня спорадические публикации то там, то сям. Публиковался в "Октябре", "Воздухе", "Новом береге", Homo Legens, в "Урале", во "Флориде", на разных сетевых ресурсах. Всего не упомню, но редко где-то чаще, чем один-два раза. Для меня было бы идеально сделать свой журнал, свое издательство и публиковать самому, кого хочу. Свой отдельный литературный процесс. Но на это деньги нужны...