Непрощенные
О чем: Лис (Константин Демидов) – игрок в покер, безжалостно расправляющийся со своими обидчиками. Дин (Олег Долин) – мастер по взрывам, решивший этим заниматься после гибели своих родителей. Дина (Ксения Буравская)– боксерша, ставшая на путь заказного криминала после потери любимого человека. Андрей (Евгений Пронин) – подающий надежды молодой предприниматель, чья любимая девушка работает стриптизершей. Лекс (Михаил Бабичев) – киллер, выбравший себе профессию, чтобы отомстить своему обидчику. Однажды всю эту компанию собирает на заброшенной сцене театра Алиса (Татьяна Васильева), хозяйка элитного борделя. Всей честной компанией предстоит дело – защитить одного человека, и в случае чего, "установить справедливость" – на что безбашенные и беспощадные молодые преступники, очертя голову, соглашаются.Результат: Единственная мысль, осеняющая голову после просмотра этого фильма Клима Шипенко - "Что это было?" Понять, как такое кино могло оказаться на фестивале, чрезвычайно нелегко. Закрадывается лишь противоречащая законам логики суеверная мысль о том, что составители программы слишком буквально поняли молитвы кинокритиков, взвывших к четвертому дню просмотра конкурсной программы от отсутствия "позитива, музыки и экшена" в представленных фильмах. Перед зрителями открылась картина молодежного авантюрного кино, полная богатых интерьеров и автомобилей, праздничных нарядов, симпатичных юных лиц, фейерверков, флирта и красок. Шипенко гуманно обошелся даже со своими трупами: никто из убиваемых не кровоточил, не терял конечностей на мине, ни одного даже не стошнило в кадре. Неправильным было одно – выставлять труп "Непрощенных" на витрину кинопроката. Снятый в лучших традициях "Даже не думай", что само себе сомнительный комплимент, фильм населен героями, которым следовало бы погибнуть лет десять назад. Не считая старинных "меринов", появляющихся в эпизодах о времени, когда эти автомобили были еще свеженькими, в кадре присутствуют: небритый парень в шляпе, ставшей предметом моветона вот уже пять лет назад; наркоманка, которая избавилась от зависимости и стала себя вести, как контуженный ветеран электрического стула; боксерша, бросающая спорт, чтобы одинаково равнодушно говорить одному "я тебя не люблю", а другого уговаривать на убийство сахарным голоском. Как вышло, что талантливый артист Олег Долин, известный зрителю по фильму Михаила Калатозова "Дикое поле" не смог произнести и трех слов и без того неорганичного текста? Для чего нарушается негласное табу, и малолетний отрок оказывается застреленным? И главное: в чем смысл рассказываемых историй, если уже из названия ясно, чем все дело закончится?
Похороните меня за плинтусом
О чем: Саша Савельев (Александр Дробитько) – болезненный малыш, который живет у бабушки (Светлана Крючкова) и дедушки (Алексей Петренко) в обставленной старинной мебелью квартире в сталинском доме. Дед – знаменитый на весь СССР актер, работающий за очень высокую ставку, в жизни оказывается настоящим тюфяком, трусом и белоручкой. Бабушка когда-то была актрисой и теперь свои невоплощенные амбиции тратит на истерики, скряжничество и неконтролируемую злобу, выливающуюся на головы близких. Главным образом не везет Саше, потому что бабушка не пускает в дом его мать (Мария Шукшина), тоже актрису, поскольку что та "променяла" его на "мужа-алкоголика" (Константин Воробьев). Саша ждет разрешения бабушки на то, чтобы у него был день рождения, и украдкой целует фотографию мамы, ожидая ее к празднику.Результат: Экранизация повести Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом" вполне могла бы показаться "чернушным" фильмом 80-х, как и некоторые другие участники конкурса "Кинотавра", не будь она наполнена светом созидания (а не пронизана деструктивным, что, как сказал Владимир Хотиненко, нивелирует смысл искусства). В фильме фигурируют слабые люди, и Снежкин сумел найти причину, по которой мать не является за сыном уже шесть лет. Актриса устраивает целый ритуал из поздравления своего дитя с днем рождения, чокаясь, словно поминая покойника, с его фотографией – словно это единственная его ипостась, доступная ей. Снежкин вызвал своего маленького героя на абсолютную естественность: бледный ребенок, шастающий в синих шерстяных – очень дорогих по тем временам! – колготках по гигантской квартире, пытаясь спрятаться от бабушкиных крепких ругательств, счастливо избегает как ужимок "детскости", которой пытался наделить своего малыша Сигарев, так и "взрослой детскости" персонажа Волошина. Картина Снежкина – смех сквозь слезы, насквозь проблемная, но, за счет абсурдности диалогов, несопоставимости действий и высказываний, выводящая тему на новый уровень. Всякий здесь тянет за плечами обоз собственной истории, даже отчим Саши, о судьбе которого удается узнать лишь из отрывочных эпизодов – та самая четкость образов, недостижимая для персонажей-масок многих прочих представленных картин. И вот они уже – те самые "непрощенные", которых вынес в заголовок герой предыдущей части статьи. Неразгаданной кажется лишь будущность самого Саши, но и это выносится за рамки построенной композиции, ведь зритель знает Павла Санаева как одного из довольно успешных творцов своего поколения.