Забавно и то, что в некоторых американских штатах этот фильм все еще выходит под своим рабочим названием "The Loners" – или "холостяки", "отшельники" – то есть изначально просматривалось указание на то, что кинолента, дескать, маргинального толка, не про всех и не для всех американцев. Что не помешало создателям осмелеть и выдвинуть свою кандидатуру на рассмотрение в Канне (куда до 1970 года фильмы присылались, а не отбирались специальной экспертной комиссией). Номинированный на лучший режиссерский дебют и лучшую картину, фильм улетел из Европы с главной наградой, хотя в Старом Свете в тот год уже вышел свой "Забриски поинт" Антониони, снятый в духе тоски по американскому хайвею. Дух авантюризма Однако тем, кто желал бы придать путешествию по дорогам страны пикантный оттенок нарушения запретов, первым порождением восходящих ассоциаций при слове "роад муви" является фильм Артура Пенна "Бонни и Клайд", снятый двумя годами раньше "Беспечного ездока". Бонни (первая звездная роль Фэй Данауэй), путешествующая по стране в поисках наживы и нескучной жизни, вместе с ее напарником-возлюбленным Клайдом (Уоррен Битти) по сей день являются олицетворением самой отчаянной любви и самого что ни на есть духа авантюризма. Что ни говори, шедевральный и "оскароносный" фильм Пенна породил целый класс картин-последователей, самая яркая из которых - "Прирожденные убийцы" Оливера Стоуна, унаследовавшая не только жанр - "роад муви", но и пару до смерти влюбленных друг в друга преступников. Сценарий, написанный Квентином Тарантино, был практически полностью переписан Оливером Стоуном, сохранив в себе главное – ненасытность и кровожадность героев (то есть, то, что характеризует QT и совершенно отличается от мессаджа Артура Пенна). По стопам "Бонни и Клайда" пошел и Риддли Скотт, в отличие от Стоуна получивший "Оскар" за сценарные изыскания в картине "Тельма и Луиза", не так дерзостно переводящей в плоскость постмодернизма доступный кинематографический язык творения Пенна. Одновременно этот фильм 1991 года бросал вызов и системе потребления, восторжествовавшей, но еще не исчерпавшей себя в те годы. Скотт в кинематографе, Коупленд в литературе и Кобейн в музыке одновременно привнесли в криминальную приключенческую киноленту остроту. Кроме того, Скотт пролил бальзам на болевые точки феминизма, окружив романтическим ореолом двух главных героинь фильма. Дорогой "Беспечного ездока" Напрямую наследуют фильму Хоппера совсем другие кинокартины. В частности, фильм "Харлей Дэвидсон и ковбой Мальборо", ставший звездным для Саймона Уинсера (и, пожалуй, единственным его творением, запомнившимся зрителям по обе стороны Атлантики). Фильм-ровесник "Тельмы и Луизы", он стал тем редким киноявлением, что позволило зрителю запомнить лицо Микки Рурка молодым, красивым и нетронутым пластическими операциями и временем. У "Беспечного ездока" Саймон заимствовал главное: мотив дороги и двух героев – ковбоя и рокера в коже – на мотоциклах. В остальном "Харлей Дэвидсон и ковбой Мальборо" – типичная брутальная американская комедия, создатели которого настолько не заморачивались по поводу продакт плейсмента, что сделали названия рекламируемых продуктов именами персонажей. Творение Хоппера стало месторождением и целого пласта американских фильмов, объединенных жанром "молодежная приключенческая комедия". Существует множество картин, которым несть числа – таких, как "Дорожные приключения" и релиз этого лета "Мальчишник в Вегасе", – и все они переняли у "Easy Rider" то самое настроение беззаботности, которое не позволило фильму взять "Оскар". Однако только один фильм из этой серии переносит американцев в Европу - "Евротур". Только если в случае с картиной Денниса Хоппера его фильм полетел во Францию, то в незамысловатом и веселом фильме Джефа Шэффера, Алека Берга и Дэвида Мэндела во Францию и другие европейские страны отправляются сами герои фильма. Самым занудным в этом списке потомков "Easy Rider" фильмом является "роад муви" Джима Джармуша "Сломанные цветы". Здесь, правда, сохраняется лишь тема самого дорожного путешествия, цель же поездки – совершенный антипод картине Хоппера. Вместо того чтобы получать наслаждение от поездки, обрюзгший герой Билла Мюррея отправляется на поиски матери своего ребенка – а заодно и самого ребенка – с неохотой, словно Мальбрук, сбирающийся в обреченный на неуспех поход. Не самый удачный кинематографический опыт Джима Джармуша, фильм "Сломанные цветы" все же ценен событийным моментом перемены настроения, доказывающим, что дух свободы и авантюризма живет в каждом.