Картины Фрица Ланга "Метрополис" (1927) и Дэвида Уорка Гриффита "Рождение нации" (1915) по справедливости следовало бы поставить рядом с произведением Эйзенштейна – тем более, что фильм Гриффита был снят десятью годами раньше и оказал влияние на нашего мастера. Спектр тем, раскрываемых в киноленте, настолько велик, что подтверждает существование тонкой нити, связующей реальность и искусство. Ку-клукс-клан, индустриальный город, вместе поражающие воображение зрителя настолько, что кадры не выходят из головы и остаются в памяти, как примеры невероятной силы человеческого духа. Первые киноэпопеи Американизированность списка подтверждают, в первую очередь, "Звездные войны". Истинные поклонники киноэпопеи, первая часть которой была снята в 1977 году, есть и в нашей стране, однако в Штатах дело было поставлено на другие рельсы. В то далекое время, когда Лукас выпустил "Звездные войны: Эпизод 4 – Новая надежда", единственным показателем успеха картины у зрителей были сборы за проданные билеты. Вместе с релизом этой космической баллады наступила новая эра киноиндустрии: продавались не только билеты, но и комиксы, игрушки, плакаты, одежда с изображением главных героев и многое-многое другое. При этом, в отличие от "Броненосца", многие приемы, которые до сих пор кажутся новаторскими для юных кинематографистов, есть в минимум 4 кинолентах, эпизоды из которых цитирует Джордж Лукас. Без сомнения, фаворитом этого списка является фильм "Унесенные ветром". Разобранный на цитаты, сделавший Вивьен Ли и Кларка Гейбла суперпопулярными, фильм стал примером для всех подобных жизнеописаний – это своеобразная "Война и мир" кинематографа, остающаяся актуальной и поныне. Критики TCM справедливо указывают на связь фильмов "Холодная гора" и "Титаник" как историй о кровопролитных боях или всепоглощающей любви с картиной Флеминга, Кьюкора и Вуда. Недавняя премьера База Лурмана "Австралия", в которой так же, как и в "Холодной горе", главная роль была отведена Николь Кидман, еще раз доказала, насколько современны мотивы, заложенные в истории о Скарлетт О’Хара, фильме 1939 года. Вторая древнейшая Не так давно Дни.Ру вспоминали о самой любимой профессии Голливуда – журналистике. Зачинателем этой темы стал Орсон Уэллс, в разгар Второй Мировой, в 1941-м, снявший "Гражданина Кейна". Фильм стал первой в истории крупномасштабной картиной, записанной таким образом, что звук и видео, сделанное в глубоком фокусе, проецировались на экран одновременно. Кроме того, это одна из первых кинолент, сюжет которой был интересным образом инверсирован и рассказан от лица журналиста, собирающего истории из жизни Кейна, как паззл. За несколько лет до Орсона Уэллса о нелегкой судьбе корреспондента снял фильм Фрэнк Каппра – его "Это случилось однажды ночью", вышедший на экраны в 1934-м, был даже удостоен "Оскара". В первую очередь картина оказала влияние на свое время, отточив жанр комедии 30-х годов. Кроме того, кинолента Каппра сделала мотив дорожного путешествия привлекательным и сексуальным. Наедине с опасностью В этом списке есть и картина, повлиявшая на его фигурантов, – в частности, вестерн "Дилижанс" 1939 года, открывший миру звезду этого жанра Джона Уэйна. Говорят, Орсон Уэллс смотрел "Дилижанс" подряд 40 раз, чтобы научиться у его создателя, Джона Форда, искусству соединения частей фильма. Вестерн Джона Форда "Искатели" (1956) и криминальная драма Витторио Де Сика "Похитители велосипедов" (1948) вместе повествуют о том, на что способны люди ради своих близких и ради мечты. Форд подает историю под острым огнестрельным соусом, его герой не боится пуль и смеется в лицо смерти. Де Сика через небольшой сюжет о пропавшем велосипеде транслирует на экран историю всей послевоенной Италии. В "Искателях", несмотря на, казалось бы, легкомысленность заданного жанра, впервые поднимается тема расизма со стороны урожденных жителей американской земли. В "Похитителях велосипедов" – того, как живут или выживают люди, пострадавшие от расизма. Интернационал Попал в этот лист и анимационный фильм - "Белоснежка и семь гномов" студии Уолта Диснея. Нарисованный и выпущенный в 1937 году, мультфильм ничем особенно не отличался от других, не менее интересных проектов Диснея. Разница была лишь в том, что именно с него началось стремление американской мультипликации к реалистичным образам и героям. Драма Акира Куросавы "Расемон", в свою очередь, стала первым в истории кинематографа прецедентом рассказывания детективной истории, преподнесенной зрителям с разных точек зрения. Помимо того, что Куросава явился первым японским режиссером, который вывел свою страну на интернациональное поле деятельности, он еще и первым придумал обращение с оптикой, заставляя солнечный свет подчиняться воле оператора. Принято считать, что именно благодаря "Расемону" в высшей кинонаграде "Оскар" появилась номинация "Лучший иностранный фильм". Представители TCM не обидели и французов – картина Годара "На последнем дыхании" о приключениях американки и француза, роль которого сыграл несравненный Бельмондо, справедливо заняла место в этом списке. И дело даже не в блестящей игре артистов и режиссерской идее столкнуть Старый и Новый Свет, и даже не в том, что Годар стал одним из зачинателей французской "Новой волны". А в том, что именно с этой киноленты романтика криминального путешествия проникла на экраны – знаменитые "Бонни и Клайд", "Беспечный ездок" и "Пять легких пьес" не могли бы родиться, не будь "На последнем дыхании", ритмический рисунок фильма задан еще в названии: "Машины сделаны для того, чтобы ехать, а не останавливаться!" Чисто американские истории Не мог не попасть в этот список триллер "Психо" (1960) Альфреда Хичкока. Именно в этом своем фильме Хичкок наибольшим образом продемонстрировал прием, благодаря которому и прославился – саспенс. Не будь "Психо", не видать поклонникам этого жанра ни шедевров Дарио Ардженто, ни многосерийного художественного фильма "Крик", ни "Хэллоуина", ни "Пятницы, 13-е", ни даже "Кошмара на улице Вязов". Быть может, не будь "Психо", зритель не узнал бы Хичкока таким, каким его все воспринимают сейчас: мастером паники, нервических припадков и ужаса. И, завершая разговор о списке, составленном TCM, без сомнения, нельзя будет обойтись без мюзикла. "42-я улица" Ллойда Бэйкона не только оказалась ответом на вопрос, как заставить американцев хоть ненадолго забыть о последствиях Великой депрессии, но и спасла Warner Bros. от полного банкротства. Все это случилось благодаря камере, сумевшей запечатлеть геометрию рисунка танцев и выведшей искусство мюзикла с грязных театральных подмостков на свет кинематографа.