Кое-кто из ребят подозревает Франсуа в нетрадиционной сексуальной ориентации, кое-кто из учителей мечтает сбросить с себя груз ответственности за нерадивых учеников. На педагогическом совете обсуждаются отметки и покупка новой кофе-машины, на уроках – как важно участие марроканцев в чемпионате по футболу. Дети показывают зубки, взрослые грозят наказанием. Сохранять самообладание обеим сторонам становится все труднее. Что новенького: Перед создателями фильма, очевидно, не стояло задачи набрать в кадр детей по принципу united colors, а также не стояло задачи столкнуть лбами футбольные команды, решить проблему отцов и детей и развития общества. А решили. Где-то мы это уже видели: Доброжелательные учителя для фильмов про школу – редкость, но даже в фильмах "Шаг вперед 1, 2" и "Дорогая Елена Сергеевна" они были. Фильмы из этой серии: "Все умрут, а я останусь" Валерии Гай Германики, "Розыгрыш" Владимира Меньшова и все фильмы про детей и школу. #{video} Политкорректность - не самое блестящее качество, проецируемое и навязываемое социальными институтами и лишенное естественности - часто сводится к риторике, истерике и софизмам. Авторитарность не лучший способ покорить себе хулигана, из которого желание свободы выливается, как набухшее тесто из алюминиевой посуды. Про демократию здорово написано у Дугласа Адамса: "- У них есть право голоса, и они думают, что правительство, которое они избрали, более или менее отвечает их требованиям. – Значит, они по доброй воле голосуют за ящеров? – Ну да. (…) – Но почему? – Потому что если они не будут голосовать за ящера, к власти может пролезть не тот ящер". Проблема наличия выбора, свободы в принятии решения и факта самого принятия решения – в какую систему вписать все эти компоненты, чтобы сформировать здоровое и интересное общество? Литераторы предлагали облегчить решение задачи через игнорирование одной из трех проблем. Хаксли лишил персонажей не только возможности, но и желания делать выбор, выход – покастовое распределение человеческих особей еще в момент оплодотворения яичника и последующее гипнотическое нравственное воспитание. Героям Замятина делали операции на удаление фантазии. У Оруэлла реалити-шоу было реальностью. Чем отличаются дети, не имеющие представления о том, как делать все правильно, от взрослых, которые не могут между собой договориться о том, что правильно? Одна из героинь фильма Лорана Канте подсказывает ответ, руководствуясь которым обществу надлежит функционировать. Она рассказывает о том, что вне урока – своеобразный выход за рамки условного кинематографического пространства – она прочитала "Государство" Платона. Режиссер устами девочки проецирует на зрителей свое понимание самой проблемы взаимоотношений, а также алгоритма ее устранения: Сократ подходил к людям на улице и задавал им простые вопросы о любви, религии, мире. Эта простейшая схема – диалог и самостоятельное дефиницирование понятий – часто упускается из виду при попытке создать некую структуру бытования. Дети в фильме Канте – это одновременно и обычные школьники, и апологеты молодого человечества, юности Вселенной. Щекотливым в картине является наличие трудностей перевода: для большинства учеников французский язык не является родным, поэтому они испытывают сложности в передачи мысли. Их педагог Франсуа как уже сформировавшийся представитель Homo sapiens, впитавший законы, по которым худо-бедно мыкается весь остальной мир, призывает детей выучить все эти законы и правила, чтобы уметь их опровергнуть. Хаотично под воздействием гормонов и домашних традиций ребята усваивают из речи Франсуа только некоторые догматы – которые впоследствии обрушиваются против педагога. Учитель Франсуа Моран - это Франсуа Бегодо, в жизни тоже учитель, а также сценарист и соавтор сценария "Класса". Вместе с Лораном Канте они придумали, как заставить детей вести себя в кадре так, словно их никто не заставляет. В картине нет ни политкорректности, ни авторитарности. А есть – семестр, уложенный в два часа. Одна из учениц говорит педагогу, что за время обучения она не узнала ничего нового. Да и в "Классе" никаких нотаций нет, а есть только любопытство создателей – пожелает ли зритель чему-то научиться? Николай, зритель: Всем, кажется, понравилось, но я не понял, за что фильму дали золотую пальмовую ветвь. Атмосфера хорошая, конечно, на детей приятно смотреть. Не дотягивает, нет нерва, мне нужен надлом. Виталий, зритель: Мне фильм показался каким-то таким ровненьким. Он как будто документальный, а-ля "один день из жизни французского класса". И нет впечатления, что это семестр, как будто это уроки в реальной жизни, которые идут один за другим.Я не собираюсь говорить, что нет того-то и сего-то, фильм уже снят и он такой, но для меня такое жанровое кино должно быть с вопросом и ответом, как-то так.