Оскароносная картина Меньшова "Москва слезам не верит" могла бы и подавно быть отложена на полку. За границей громко смеялись, когда на сцену за статуэткой "Оскар" взгромоздился плотный тип, упакованный в костюм. Да и сам Баталов мог отказаться играть в картине, понимая, что герой его – типичный советский рабочий и нужен лишь для развязки истории. Но этих ролей могло не быть: в 1944 году Лев Арнштам взялся снимать картину о Зое Космодемьянской, где шестнадцатилетнему Баталову было предназначено лишь сказать несколько предложений текста - он был одним из ребят в массовке. Молодой артист так испугался и был стеснен, что едва смог вымолвить слово. И на 10 лет выпал из кинематографического процесса. Зрители любят Алексея Владимировича не только за его великие роли и режиссерские работы в кино, но и за его благородство. Он никогда не отказывался от своих родственников, многие из которых по 58-й статье сидели за решеткой. Не скрывал он и своего мнения о режиме: выросший в кругу знаменитых поэтов Серебряного века Ахматовой и Мандельштама, он не мог поступать иначе. И на какое-то время бросал кино, чтобы быть рядом с дочерью Машей, с детства страдающей недугом. Огромное счастье быть современником такого великого человека, и Дни.Ру с радостью поздравляют Алексея Владимировича с юбилеем и желают ему крепкого здоровья и душевных сил. - Алексей Владимирович, насколько особенными для вас являются военные роли? - Я опоздал с войной на несколько лет, на 12-13. Там все по-другому: не могу даже объяснить, как мы, малолетки, относились к событиям войны. Ветераны были для нас спасителями в буквальнейшем смысле этого слова. И когда мне приходилось играть в подобных фильмах, я знал, что на самом деле скрывается за завесой этих героических поступков. Первым из тех, кто был рядом со мной, еще когда я был пионером, погиб мой дядя. - Вы так говорите, что опоздали с войной... Такое ощущение, что вы хотели бы в ней участвовать, это так? - Когда нам рассказывали, что там где-то сын полка погиб, конечно, хотелось участвовать. - Расскажите, пожалуйста, про тот период, когда вы служили в театре Советской армии – ведь одновременно с этим вы и в армии служили. Как там было? - Это было интересное время – нам одновременно давали интересные роли и мы прослужили настоящие два года службы. - Когда "Летят журавли" и "Москва слезам не верит" получали премию Канн и "Оскара", как Москва встречала это известие? - Режиссеров готовы были съесть живьем! Все настолько были шокированы этим, что слухи – это не то слово! По всей Москве гремело: это провокация! Нарочно американцы дали премию! Позорят Родину. Кончилось дело тем, что Меньшова не пустили в Америку, это невероятно. Вот до такой степени коллеги завидовали. - Когда вышел фильм "Девять дней одного года", почувствовали ли вы повышенный интерес молодежи к физическим наукам? - Да, безусловно. Конечно, было забавно: мы снимались внутри секретных лабораторий института. Журналистам это не могло прийти в голову, в рецензиях было написано: "Удивительные декорации, очень похожи, наверное, на действительность". И это чудо, но опять-таки чудо, совершенное Михаилом Ильичом Роммом, это только его заслуга. Он боролся до последнего – из соображений секретности его могли закрыть, да и фильм мог оттолкнуть молодежь от физики. Но когда пришли сами физики и стали доказывать, что это не так, фильм удалось спасти. - Как вы учились ходить по канату? (Речь идет о картине "Три толстяка") - Так и учился: начиная с пола и поднимаясь наверх-наверх-наверх. Но это долго, почти год. Страховки не было – какая страховка. Падать некуда – только если внизу поймают. Решился на эту сцену потому, что без нее не было бы фильма. Тогда Советский Союз забыл купить оборудование для этого трюка, поэтому встал вопрос - продолжать снимать фильм или нет. Разумеется, надо было продолжать. - Было время, когда все юноши и девушки хотели стать космонавтами, в другое время – физиками или артистами. А сейчас, на ваш взгляд, кем хочет стать юное создание? - Богатым. Абсолютно сатанинское стремление. И девочки, и мальчики – им стало понятно, что это важнее всего. А еще давно-давно объяснено, чей это материал: богу богово, кесарю кесарево. И ничего более удобного для представителей сатаны нет, чем дать вам деньги. А разложитесь вы сами. Я никогда не думал, что доживу до того времени, когда дамочки будут рожать и продавать детей на органы. А другие будут рожать, чтобы развестись с богатым мужем и срубить побольше. Дети стали предметом заработка. - Сегодняшнее время вы все-таки больше любите, чем прошедшее, или наоборот? - Я вот долго думал об этом и пришел к выводу, что что-то я в России легких времен не замечал. И так - начиная от Александра Невского и до сегодняшнего дня.