Известно, что по общему правилу учредители (участники) юридического лица не отвечают по его обязательствам. Опираясь на данное положение Гражданского кодекса РФ, некоторые владельцы организаций используют процедуру банкротства для ухода от расчетов с кредиторами. Однако границы ответственности юридического лица в определенных случаях могут быть расширены и распространены и на его учредителей. Так, согласно ст. 10 Закона о банкротстве лица, контролирующие должника, могут стать субсидиарными должниками, если их действия привели к банкротству организации.
К лицам, контролирующим деятельность должника, относятся:
- учредители организации;
- руководитель;
- главный бухгалтер;
- иные лица, если они наделены правом давать обязательные для исполнения распоряжения либо определять действия юридического лица иным способом.
Поскольку в процедуре банкротства организации по умолчанию должником выступает юридическое лицо, то необходимость привлечения учредителя (или иных лиц) к субсидиарной ответственности необходимо доказать. Иными словами, по общему правилу действует презумпция невиновности контролирующих должника лиц. Однако в Законе о банкротстве содержится перечень ситуаций, при которых доказывания виновности вышеперечисленных субъектов не требуется. Презумпция виновности действует при наличии следующих обстоятельств:
- учредитель или руководитель совершил либо одобрил сделку, которая нанесла вред имущественным правам кредитора;
- главный бухгалтер (или руководитель) не исполнил обязанность по ведению и хранению документации, имеющей определяющее значение в процедуре банкротства, к моменту введения наблюдения или признания должника банкротом, в результате чего затруднено её проведение и удовлетворение требований кредиторов;
- субсидиарным должником признается руководитель, при котором было совершено правонарушение и в отношении него имеется вступившее в силу решение о привлечении к ответственности, если в рамках процедуры банкротства выявлено, что требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, возникшие вследствие правонарушения, превышают на дату закрытия реестра требований кредиторов 50% общего размера требований кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, включенных в реестр требований кредиторов.
В перечисленных случаях контролирующие лица будут признаны виновными, если не докажут обратное.
Если говорить о действиях (бездействиях) контролирующих должника лиц, приведших к банкротству, то наиболее часто в практике встречаются следующие ситуации:
- вывод наиболее ликвидных активов накануне банкротства и сокрытие полученных от их реализации денежных средств;
- замещение активов, обладающих высокой ликвидностью, другими, менее ликвидными активами;
- отчуждение в пользу аффилированных лиц имущества, необходимого для осуществления основной хозяйственной деятельности;
- введение в процедуру "своих" кредиторов путем заключения в преддверии банкротства сделок, возлагающих на должника дополнительные необоснованные обязательства.
Порядок привлечения лиц, контролирующих должника, к субсидиарной ответственности определен в законе. Инициировать рассмотрение судом вопроса о таком привлечении вправе конкурсный управляющий. Кроме того, поставить данный вопрос перед судом вправе также и конкурсный кредитор, но только в случае, если основанием для обращения в суд с заявлением стали несвоевременная подача должником заявления о признании банкротом или действия контролирующих лиц должника.
Поскольку основным субъектом, который может обратиться в суд с заявлением о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, является конкурсный управляющий, то очевидно, что такое заявление подается в рамках конкурсного производства. Однако не только временными рамками конкурсного производства ограничен срок для предъявления в суд указанного заявления. Необходимо иметь в виду, что для обращения с требованием о привлечении к субсидиарной ответственности установлен годовой срок с момента получения заявителем сведений об обстоятельствах, явившихся основанием для обращения в суд с таким требованием, при этом не должно пройти трех лет со дня признания должника банкротом.
Следует отметить, что возможность привлечения руководителей и учредителей к субсидиарной ответственности должника появилась в российском законодательстве о банкротстве относительно недавно – в 2009 году. Всем известно, что поначалу судебная практика носила в большей степени негативный характер для заявителей – в удовлетворении требований чаще было отказано. В последнее время в этой сфере наблюдаются положительные тенденции.
Для сравнения в соседнем государстве - Республике Беларусь – институт привлечения руководителей должника к субсидиарной ответственности носит куда более жесткий характер. Подача заявления о привлечении руководителя (учредителя) к субсидиарной ответственности является обязанностью антикризисного управляющего. При этом отказное решение по такого рода требованиям выносятся судами только в 5% случаев.