Встает вопрос, опасны ли эти птицы для города, и нужно ли с ними бороться. Обостряется ситуация еще и тем, что в современном городе популяции голубей достаточно большие. Не то, что во время войны. Тогда количество птиц резко сократилось, лишь изредка они встречались на товарных станциях или на подоконнике какой-нибудь бабушки, подкармливающей птиц крошками.
В послевоенные годы даже принимались специальные меры: на улицах города открыли 113 подкормочных площадок, около 700 килограммов зерносмеси скармливали птицам ежедневно. Сегодня голубей стало так много, что избежать с ними контакта практически невозможно.
Основная причина, которую называют противники голубей в городе, – инфекции. "Вездесущие, грязные и больные птицы", – такого мнения придерживается большая часть несогласных людей.
Голуби могут носить на себе около 90 возбудителей разных болезней, семь из них представляют опасность для человека. При тесном общении с голубями, даже во время кормежки, есть риск вдохнуть частицы пыли с возбудителями. Наиболее популярные инфекции – орнитоз, сальмонеллез и болезнь Ньюкасла. После контакта с птицей, зараженной орнитозом, у человека проявляются признаки пневмонии. Такое заболевание поражает ряд органов и центральную нервную систему, поэтому лечится не меньше месяца.
Сальмонеллез поражает пищеварительный тракт и протекает тоже достаточно тяжело: высокая температура, тошнота, рвота. А вот из-за болезни Ньюкасла, или так называемой псевдочумы птиц, поражаются практически все системы организма. Причем симптомы схожи с признаками простуды, поэтому установить точный диагноз, равно как назначить лечение и подсчитать количество заболеваний, виновниками которых стали голуби, крайне сложно.
Однако эта негативная сторона существования голубей, как правило, заботит обычных жителей города. На государственном же уровне основная причина, по которой против голубей принимают те или иные меры, – вред, который они наносят памятникам архитектуры. Голуби с этой точки зрения не только пачкают памятники пометом, но и повреждают скульптуры своими клювами. В связи с этим многие государства разрабатывают целый план действий по борьбе с пернатыми.
В ноябре 2007 года член муниципального совета Нью-Йорка Симча Фельдер предложил ввести запрет на кормление птиц, а нарушителей – штрафовать на тысячу долларов. Данное предложение он аргументировал тем, что каждый голубь ежегодно производит более 11 килограммов экскрементов, которые падают на тротуары, здания и на головы горожанам. Тогда же предложили и ввести специальную должность – голубиного смотрителя. Мужчина должен был подкармливать птиц едой, содержащей противозачаточные средства.
Похожие меры разрабатывали и в Венеции в 2008 году, несмотря на любовь туристов к птицам. Продавцам зерна с лотков разрешили продавать только корм, прошедший обработку гормональными препаратами, тормозящими у голубей функции размножения. Те, кто нарушал предписания, платили штраф в один миллион итальянских лир (или 500 долларов). Сумма для Италии, надо сказать, ощутимая. Но как только прекратили давать гормоны, птицы начали плодиться в два раза быстрее. Порой применялись и более суровые меры.
В том же Нью-Йорке от голубей пытались избавиться с помощью хищников – соколов и ястребов, но от идеи быстро отказались, когда сокол напал на собаку породу чихуа-хуа. В XIX веке похожая кампания по убийству голубей принесла ожидаемые результаты. С помощью палок, камней, винтовок и ружей истребили целый вид странствующих голубей.
Большинство зоозащитников, безусловно, вреда в голубях не видят. Их аргумент состоит в следующем: больные голуби встречаются достаточно редко. А в случае их обнаружения, птиц отправляют в приюты, где либо вылечивают, либо, во избежание опасности для человека, уничтожают особей, находящихся на грани гибели. Причем птицу и все, что контактировало с ней, сжигают, а почву слоем не менее пяти сантиметров снимают для утилизации или обеззараживают хлорной известью.
Зоозащитники также настаивают, что зачастую неверно ведутся подсчеты числа больных животных. Противники утверждают, что 40-50% голубей являются носителем инфекции. На деле же эти цифры обычно считают от количества клинически больных птиц, то есть видимых невооруженным глазом человека без профессиональных знаний. С учетом же клинически здоровых – заразных особей в разы меньше. Да и больные голуби, по убеждению зоозащитников, обычно опасности не представляют. Они моментально удаляются от популяции и гибнут, тем самым не способствуя возникновению пандемии среди сородичей.
Защитники голубей уверены, куда больше инфекций угрожают человеку со стороны людей без определенного места жительства. А в доказательство тому утверждают, что несмотря на активную борьбу коммунальных служб, разрушающих места гнездования птиц, человеческие инфекции и инвазии не снижаются, а только растут. Защищают голубей их сторонники и с эстетической точки зрения. Маленькие дети с радостью играют с птицами, а покормить пернатых с рук за радость многим людям в любом возрасте.
В России массовых мер против голубей не применяют, да и на уровне городских властей, и уж тем более на государственном уровне, такой проблемы не стоит. Пока это больше тема для обсуждении в Интернете. Однако взаимоотношения между человеком и голубем, надо признать, все-таки сложные. Часть людей воспринимают этих птиц как символ мира и любви, а вот другая настроена куда решительнее, называя птиц "летающими крысами" и назойливыми разносчиками инфекции. Голубей защищают и борются с ними одновременно. И на чьей стороне правда, пока разобрать сложно.