Когда люди состоят в браке и у них все хорошо, вопросов с разделом недвижимости не возникает. Но стоит одному штампу в паспорте поменяться на другой, перед бывшими супругами возникают неромантичные трудности.
Раздел имущества разведенных мужа и жены предполагает выделение долей каждого из них – режим совместной собственности меняется на режим собственности долевой. Владение недвижимостью и ее использование регламентируется Гражданский кодексом. Там же можно найти ответы на вопросы, касающиеся спорных моментов. Если один из бывших супругов хочет вселить в квартиру третьих лиц, он не вправе сделать это без согласия второго собственника. Исключение – несовершеннолетние, которые могут вселяться в жилое помещение, где проживают их родители, независимо от мнения остальных собственников жилого помещения.
В случае если один из собственников хочет сдать помещение в аренду, разрешение второго также необходимо. Доля в праве собственности не означает право собственности на конкретную часть помещения. Кроме того, стоит помнить, что участник долевой собственности на жилое помещение не обладает безусловным правом на вселение в него и, следовательно, на проживание там. Денежную компенсацию можно требовать, если размер доля крайне мала и непригодна для жизни.
Если один из собственников продает жилье, то покупателем вполне может стать бывший супруг или супруга, причем у них на это будет преимущественное право. Продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, цитирует экспертов РБК Недвижимость. Стоит помнить, что право на преимущество не работает при дарении или наследовании недвижимости.
Другой немаловажный фактор – уплата налогов на недвижимость. Каждый из собственников обязан вносить платежи на содержание и сохранение имущества. Однако в крайних случаях суд может отступить от этого принципа и распределить расходы с учетом материального положения собственников, состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.