Выборы в США, как и вся публичная жизнь политической элиты, а также Голливуда и прочих звезд шоу-бизнеса – тщательно срежиссированный спектакль. Шоу должно продолжаться, чего бы это ни стоило. А зрителя в него надо вовлечь, задействовав не разум и трезвый расчет, а эмоции. И колесят потенциальные президенты от Западного побережья до Восточного, обличая пороки своих конкурентов (гнев и презрение), указывая на недостатки работы нынешней администрации и вызванные этим проблемы (жалость к себе и сочувствие к таким же простым парням) и излагая свой план всеобщего счастья (умиление и восхищение – как оно, оказывается, все просто).
Если все же, гипотетически, кандидат и в самом деле намерен претворять в жизнь изложенную программу, заняв Овальный кабинет, удастся ли ему это? Едва ли.
Избрание того или иного кандидата президентом США – результат компромисса. Хозяин Белого дома, как говорил один литературный персонаж, – "продукт непротивления сторон", фигура больше представительская.
И управляется он силами, которые свою власть особо не афишируют, предпочитая из-за ширмы вовремя дергать за нужные финансовые ниточки.
Почитатели политической системы "страны свобод и возможностей" могут возмутиться. Однако вспомним президентов, которые вдруг почему-то возомнили себя вершителями судеб Америки. Первой жертвой стал Эндрю Джексон. Он взял и отменил монополию мощной корпорации – Второго банка США – на управление финансами страны. Джексона спасло только несовершенство огнестрельного оружия начала XIX века: его пытались расстрелять прямо в здании Капитолия, но пистолет дал осечку.
Зарвался, с точки зрения банковских воротил, и Авраам Линкольн. Печальный конец его всем известен. Следующими жертвами стали Джеймс Гарфилд и Уильям Мак-Кинли. Стреляли, к счастью, безуспешно, в Теодора Рузвельта, во Франклина Делано Рузвельта, в Гарри Трумэна. Ну и самая, наверное, известная жертва теневых разборок – Джон Фицджеральд Кеннеди.
Так что предвыборные обещания кандидатов, за редким исключением, с реальностью имеют мало общего. Вот, к примеру, Линдон Джонсон: идя на выборы в 1964 году, он заверял избирателей, что ни в коем случае не пошлет американцев во Вьетнам. Военное вмешательство не решит проблему, заявлял президент. 2 марта 1965 года США начали регулярные бомбардировки Северного Вьетнама, ввязавшись в продолжительную бесславную войну.
Саксофонист Билл Клинтон во время предвыборной кампании задел американцев за живое, пообещав реформу здравоохранения: он собирался обеспечить медицинскими страховками всех без исключения граждан США. Позже президент оправдывался тем, что в конгрессе чересчур много республиканцев, которые ставят палки в колеса реформаторам.
А Барак Обама, наверное, чемпион по невыполнению – видимо, потому, что наобещал слишком много. Провалил реформу системы здравоохранения, известную как Obamacare. Вывод войск из Афганистана: якобы состоялся, на деле сокращенный контингент остался. Клятвенно заверял, что не пошлет американских солдат погибать на чужую землю – послал их и в Ирак, и в Сирию. Обещал закрыть тюрьму Гуантанамо – не закрыл. Не повысил налоги для богатых американцев, чей годовой доход составляет более 250 тысяч долларов. Не отменил подоходный налог для среднего класса. Не увеличил финансирование образования.
Теперь вот кандидат-демократ Хиллари Клинтон, которую так горячо поддерживает однопартиец Обама, обещает американцам защитить их от страшных угроз, исходящих, как она уверена, от России, Китая и террористов. А республиканец Дональд Трамп более прагматичен: он называет Хиллари Клинтон и Барака Обаму "основателями "ИГ*" (запрещенной террористической группировки), а еще, помимо строительства стены на границе с Мексикой, миллиардер, став президентом, намерен вывести США из Транстихоокеанского партнерства. Посмотрим, что станет с этими благими намерениями после ноября 2016-го.
* Организация запрещена на территории РФ