В субботу в результате донесения гражданского вертолетчика "научного" Ми-8 Андрея Собянина был найден искавшиеся последние четверо суток вертолет МИ-8 с администрацией Сахалина на борту. Обломки вертолета найдены в 40 километрах от запланированной воздушной трассы. По одной из версий, на изменение курса повлияли плохие погодные условия. Вертолет потерпел крушение на правом берегу речки Апачан. Детали увиденного описывает нашедший вертолет пилот: "Сначала мне показалось, что на земле лежат два Ми-8. Но когда опустились еще ниже и зависли, то я разглядел, что машина одна, а рядом – огромная воронка, в точности повторяющая контуры вертолета. Удар был такой силы, что Ми-8, стукнувшись плашмя о землю, подпрыгнул, словно мячик, и снова опустился в нескольких метрах рядом" (Андрей Собянин, "Коммерсант").
Спустя час после обнаружения МИ-8 на берег Апачана высадился пограничный вертолет с группой спасателей и тремя омоновцами на борту. Вечером того же дня из вертолета был извлечен бортовой самописец и речевой "черный ящик". Итоговым реальным количеством пассажиров вертолета оказалось 20 человек – в результате катастрофы (вертикальное падение) все пассажиры погибли практически сразу. "Каждое тело приходилось буквально вырезать из груды искореженного металла, поэтому закончить работу с трудом удалось лишь к вечеру воскресенья" - пишет "Коммерсантъ". Трупы доставили в Петропавловск-Камчатский, откуда в понедельник их планируетсяь перевезти на Сахалин.
О причинах трагедии до расшифровки "черных ящиков" говорится пока в жанре гипотез. Замгендиректора по летной работе авиакомпании "Кречет" Сергей Горб, опытный летчик полагает, что "начало трагедии было заложено в конструктивных особенностях борта #25194. Несмотря на относительную молодость (выпущен в 1991 году, прошел два капремонта) и удовлетворительное состояние, на нем никто не хотел летать, поскольку это был, как говорят летчики, "худший вертолет на "Халактырке" ("Коммерсантъ"). Аналогичное мнение распрстраняют и СМИ: "Вертолет, на котором полетел Игорь Фархутдинов, не отвечал требованиям безопасности, соответствующим перевозке высокопоставленных чиновников" ("Газета"). Дальнейшую роль сыграла перегрузка: "машина отличалась "тупым характером": с трудом набирала высоту и скорость. Для того чтобы разогнать ее до 200 км/час, приходилось раскручивать двигатели чуть ли не до самого мощного режима – взлетного. Как следствие – перерасход горючего. Возможно, поэтому командиру экипажа Гузанову всегда приходилось заправляться керосином с максимально возможным запасом. В рейс до Северо-Курильска он взял с собой 2 т. Плюс 20 человек на борту (1,5 т), плюс 8 т самой машины и еще 200 кг груза. В итоге около 11,7 т (предел – 12 т.). Как полагают эксперты сыграть свою роль могли и встречные потоки ветра, завихрения и воронки (болтанка). Роковым решением стало снижение (возможно по просьбе одного из VIP-пассажиров) с безопасных 1350 м до небольшой высоты. Итоговую схему аварии описывает тот же Сергей Горб: "при выходе с перевала в долину рек Апачана и Удужки вертолет попал в мощный нисходящий поток. Тяжелую машину здорово "подболтнуло": нос клюнул вниз, а хвостовая балка задралась вверх. Пилот, стремясь выровнять вертолет, взял на себя рычаг управления, отклоняя конус несущего винта назад. Но сделал это, видимо, слишком резко. Любой легкий вертолет "простил" бы летчику такую поспешность, но только не Ми-8. "Восьмерка" – довольно инертная машина: фюзеляж у нее поворачивается вслед за конусом винта не сразу, а с некоторым запаздыванием. Учитывая полную загрузку машины, а также ее конструктивную "вялость", возникла такая ситуация, что несущий винт уже отклонился назад, а хвост все еще оставался задранным. В итоге лопасти несущего винта встретились с лопастями рулевого и обрубили его вместе с концевой балкой. Машина тут же стала неуправляемой, закрутилась в воздухе и свалилась в штопор" ("Коммерсантъ")
О дальнейшей судьбе региона лишившегося львиной доли своего руководства СМИ пока пишут скупо, уходя в детали расследования причин аварии. Уже известно, что исполнять обязанности главы региона до момента избрания нового губернатора будет первый заместитель губернатора Иван Малахов ("Интерфакс"). Первую аналитическую статью о предстоящий внеочередных выборах губернатора Сахалина успела дать только "Независимая газета". Как пишет издание, часть депутатов областного заксобрания вернувшаяся из отпусков ратуют за назначение выборов на осень нынешнего года, другая часть предлагает провести выборы в марте 2004, совместив их с президентскими. Поскольку кворума для принятия решения собрать не удалось (в заседании приняли участие 19 депутатов из 28), то принятие решения было отложено до следующего заседания. Как полагает "НГ" прогнозы относительно кампании строит пока рано. В области пересекаются разнообразные экономические интересы. В первую очередь нефтяные: в регионе экономически доминируют "Роснефть" и ЮКОС. При этом бъекты Сахалин-1 и часть Сахалина-2 сегодня находятся под крылом "Роснефти". Сахалин-3 - в области интересов конкурирующего ЮКОСа. Учитывая естественное отсутствие преемников у внезапно погибшего губернатора, фактически решать судьбу региона будут по всей видимости ФПГ. Единственные фамилии, которые сейчас взялась назвать "НГ" - это первый зам губернатора Иван Малахов, который работал с Игорем Фархутдиновым в администрации области с 1996 года, депутат Госдумы от КПРФ Иван Ждакаев и председатель областной Думы Владимир Ефремов, близкий к "Роснефти. Как считают комментаторы, которых цитирует "НГ", оппозиции у губернатора не было и победить должен человек из его команды (депутат Госдумы от Камчатской области Валерий Дорогин, секретарь ЦК КПРФ Олег Куликов).