Ставки многих российских кредитных организаций после решения Центрального банка резко взлетели до 30% годовых. Из-за сложившейся экономической ситуации банки не хотят расставаться с валютой, предпочитая дорого занимать на короткий срок. Отметим, что меры регулятора все же смогли удержать курс рубля, но расплачиваться за это приходится банковским кризисом.
На данный момент российские кредитные организации практически перестали кредитовать друг друга. Помощник президента России Андрей Белоусов рассказал, о том, как на данный момент складывается ситуация в стране. "Рынок на межбанке практически остановился, и это было абсолютно ожидаемо, при ключевой ставке в 17% никто и не предполагал какого-то иного развития событий", – цитирует Белоусова РБК. Он также подчеркнул, что основная проблема связана с ликвидностью, и ее сейчас активно решает ЦБ. "Очень важно, чтобы эта ситуация с ограничением ликвидности не переросла в кризис рублевой ликвидности", – заявил Белоусов.
На данный момент объемы на межбанковском рынке начали падать, отметил глава Международной московской валютной ассоциации Алексей Мамонтов. "Как только ЦБ поднял ставку, предложение ликвидности от банков снизилось в шесть раз", – сказал он. Мамонтов подсчитал, что 19 декабря игроки заключили сделки всего на три миллиарда рублей, притом что до кризиса среднедневной оборот рынка был на уровне 50 миллиардов рублей.
Казначей одного из российских банков пожаловался, что на рынке практически нет предложения денег. "Эту картину мы видим уже несколько дней. Рынок агонизирует", – подтвердил Мамонтов. В свою очередь аналитик инвестиционного подразделения ВТБ24 Алексей Михеев заявил, что межбанковский рынок схлопнулся, банки позакрывали друг на друга лимиты, взять рубли на один день можно под 30%, а для банков из второго и третьего кругов они еще дороже.
Заместитель генерального директора "Паллада Эссет Менеджмент" Александр Баранов отметил, что крупные банки привлекают рубли у юридических лиц на три месяца по ставкам 25–30% годовых. "Сбербанк 19 декабря начал обзванивать корпоративных клиентов и предлагать им открыть у них депозиты почти под 30% годовых, – рассказал топ-менеджер одного из крупных банков. – Сбербанк фактически рушит рынок. Мы не можем двигаться от ставок 10 до 30% безо всяких проблем. Если сейчас не ограничить Сбербанк, который действует как монополист, это может обернуться катастрофой для всех участников рынка".
Отметим, что у банков есть альтернатива. Занять дешевле можно у регулятора, который еще 19 декабря выдал банкам 487,7 миллиарда рублей в рамках трехдневного аукциона РЕПО по ставке 17,12%. Но ЦБ выдает средства под залог ценных бумаг, которых у банков уже нет. "На сегодняшнем рублевом аукционе предлагалось 540 миллиардов рублей со ставкой отсечения 17%, но банки взяли лишь 487 миллиардов рублей по очень низкой средневзвешенной ставке 17,12%", – сообщил представитель ЦБ, замечая, что те, кто участвовал в аукционе, знали, что конкурентов у них немного.
Однако у мер регулятора есть и положительный эффект. После повышения ключевой ставки из-за дефицита рублей отечественная валюта держится над отметкой 59, поясняет эксперт. Он уверен, что рубль дальше будет расти и достигнет 50–55 рублей за доллар. ЦБ делает все правильно, вынуждая банки и их клиентов продавать валюту, ограничивая рублевую ликвидность и жестко контролируя высокую ставку по рублям, считает Баранов.
У крупных банков много валюты, которую они не продают, создавая дефицит на рынке, а регулятор заставляет их ее продавать, отметил: "Крупные банки готовы перекредитоваться на неделю-другую по высокой ставке в рублях, а валюту не продавать. Вопрос, у кого первого не выдержат нервы". Зажать рублевую ликвидность получилось на ура, но обратной стороной медали стало возникновение ситуации, которую по сути надо называть с банковским кризисом, пусть и искусственно созданным, пояснил специалист.