В России будет упразднена унитарная форма предприятий. Также в стране может появиться прокурор, специализирующийся на защите прав предпринимателей. Эти предложения были выдвинуты на третьей встрече президента России Дмитрия Медведева с "открытым правительством", посвященной развитии конкуренции в стране.
Глава государства поддержал предложенную экспертами идею упразднения такой формы собственности, как унитарные предприятия. "Действительно их можно пытаться реформировать или в казенные предприятия, или в публичные акционерные общества, у нас закрытых акционерных обществ уже не будет в соответствии с поправками в Гражданский кодекс", – сказал он. При этом президент уточнил, что унитарные предприятия удастся реформировать к середине 2013 года.
Эксперты "открытого правительства" высказывали идеи по защите прав предпринимателей – в частности, было предложено создать институт специализированных омбудсменов. Однако, по мнению Медведева, этого будет недостаточно и речь должна идти скорее об отдельном прокуроре. "Может быть, нам по другому пути пойти – создать фигуру прокурора, специального прокурора, который должен выступать в защиту предпринимателей?" – предложил он.
Кроме того, президент поддержал идею публикации всех фактов давления на судей в связи с рассмотрением ими уголовных дел. Но идею создания компаниями собственных третейских судов оценил негативно.
На встрече одним из ее участников было озвучено, что каждый шестой предприниматель в России привлекался к уголовной ответственности. Медведеву эти данные показались "виртуальными". "У нас сидит где-то 120 тысяч человек по экономическим составам, но это те, кто реально отбывает наказание", – добавил президент. Он подчеркнул, если озвученная информация соответствует действительности, "то это тяжелейший показатель".
"В этом случае наш предпринимательский климат будет целиком и полностью завязан на деятельности уголовной системы. С этим тогда что-то нужно делать радикальным образом. Да, я понимаю, что там могут быть разные составы, там, наверное, подавляющее большинство налоговые составы, но, тем не менее, речь идет о цифрах, которые подрывают веру в наличие здорового предпринимательского климата в стране", – подчеркнул он. При этом, по словам Медведева, вопрос об амнистии осужденных за экономические преступления можно рассмотреть, но апеллировать необходимо к Госдуме, так как президент наделен только правом помилования. Медведев в ходе общения со специалистами выступил против полного запрета на покупку госкомпаниями частных активов, так как запрет, по его словам, будут обходить. Но для их совершения он предложил ввести обязательные разрешения. "На такого рода приобретения нужно давать какое-то высочайшее согласие или в форме решения правительства, или в форме решения министерства, причем это должно делать абсолютно публично, чтобы было видно, что такая-то компания решила приобрести средства массовой информации или еще что-то", – сказал глава государства.
Говоря о работе правительства, президент заявил, что на уровне заместителей министров и руководителей департаментов необходимо вводить систему показателей эффективности, так как именно эти люди работают в министерствах зачастую десятилетиями, передает РИА Новости.
Еще одной проблемой, поднятой на третьем заседании "открытого правительства", стало присутствие государства в экономике. Президент отметил, что следует обсудить вопросы сокращения в этой сфере влияния властных структур. Медведев выступил за поэтапный вывод госслужащих из советов директоров государственных компаний. "Независимые директора действительно должны полностью заместить государственных служащих", – отметил он. Президент напомнил, что министры и помощники президента в советах директоров уже не заседают, "но остались замминистры".
Продолжая тему государства и экономики, Медведев высказался по поводу приватизации, заявив, что правительству нужно для этого "набраться мужества" и провести ее в полной мере. Он отметил, что принимаемые решения о приватизации затем зачастую тормозятся лоббистами. "В результате этого решение о приватизации размывается по соображениям нецелесообразности: давайте этот завод пока не будем трогать, он нам так важен, тем более что там ситуация пока не блестящая, а через два-три года, особенно если акции на рынке начнут котироваться, тогда мы все и продадим. И ничего не исполняется", – добавил президент.