Интересующиеся театром могли заметить, как постепенно интересные и наполненные художественной ценностью постановки были вытеснены с российской сцены нарочито безвкусными и направленными на эпатаж своего зрителя действами. Причем подобное отношение к искусству уже вошло в систему, а некоторым даже стало напоминать своеобразный заговор зловещего тайного театрального ордена.
"Самое печальное, что это не проявление детского поиска, как пытается представить это "золотомасочная" версия нашего театра, а это попытка компенсировать режиссерами и театральными коллективами отсутствие таланта, отсутствие оригинальных художественных идей, отсутствие драматургии, которая бы была интересна зрителю, отражала бы духовные поиски нашего общества. Это все идет от художественной и профессиональной беспомощности", – рассказал корреспонденту Дней.Ру главный редактор "Литературной газеты", писатель и драматург Юрий Поляков.
И для того, чтобы ярко и на конкретных примерах продемонстрировать проблемы в театральной сфере фондом "Искусство без границ" на территории дизайн-завода "Флакон" была организована выставка-перформанс "На дне". "Там показана только часть того безобразия, которое имеет место в некоторых театрах, причем даже академических. Некоторые из этих спектаклей я видел – я бы сказал, что взяты даже не самые паскудные места", – отметил Поляков.
При этом финансовую помощь за вызывающие серьезные вопросы по поводу художественной ценности произведения их "творцы" требуют почему-то именно от государства. "Конечно самое печальное, что это все за казенный счет – там написаны суммы, которые государство затратило на финансирование этих постановок и этих режиссеров", – добавил драматург.
"Нужно вернуться к пониманию того, что академический театр существует для того, чтобы сохранять и передавать от поколения к поколению нормативное искусство, сориентированное на наши ценности, на наши традиции. А эксперимент должен вернуться туда, где ему и место – в театральную лабораторию, студию", – считает Юрий Поляков.
В таком случае бюджетные потери из-за театральных ошибок сократится многократно. "Без ошибок не бывает, поиск необходим. К сожалению, пока поймешь, что имеешь дело не с талантливым новатором, а с наглым имитатором, иногда проходит время", – рассказал писатель. "Государство должно поддерживать эксперимент. Но тогда будет совершенно другой расход – одно дело поддержать эксперимент, пусть даже неудачный, театра на сто мест, а другое дело поддержать огромную академическую оперу или академический театр", – добавил он.
"Без ошибок нельзя, но если один раз стало ясно, что режиссер не справился с поставленной задачей, дать ему вторую попытку. Если он и со второй не справится, значит режиссер случайно попал в театр. Боксер, которого на ринге "убивают" в первом же раунде уходит из большого спорта. А режиссерам у нас почему-то дают и пятую, и десятую и 22-ю попытки, и все с одинаковым результатом", – отметил драматург.
В этой связи остро стоит вопрос профессионализма людей, занятых театральным искусством. "Надо разорвать эту круговую поруку – "Золотая Маска", Всероссийское театральное общество, ангажированные издания, которые абсолютно не отражают театральную реальность, а пиарят им близкие по своим не только эстетическим, но и политическим задачам произведения. И больше ориентироваться на зрителей", – считает Поляков. "Весь этот неприличный эксперимент не задерживается в репертуаре – на него не ходят. Надо просто прислушиваться к позиции зрителей, к результату, и все станет понятно", – подчеркнул он.
Есть шансы, что ситуацию удастся исправить в самое ближайшее время. "Министерство культуры, которое 20 лет было абсолютно под контролем вот у этого, как я его называю, "театрального тайного ордена", наконец поняло, что надо каким-то образом помочь выздороветь нашему театру. Ведь результатом стало то, что у нас практически погибла современная русская драматургия, потому что то, что пишут авторы новой драмы это что-то совершенно другое. Это какой-то драматургический материал, но к нашей традиционной социально-психологической русской драме, которая, в общем-то и создала современный русский театр, это не имеет никакого отношения", – заключил Юрий Поляков.