Давно, в далеком 1989 году, Рудинштейн и Янковский не побоялись устроить свой собственный смотр фестивальных фильмов, зачастую непонятных массовому зрителю. Так и возник "Кинотавр". "Не может прийти никто на место Янковского, просто не может, - поделился своим мнением с Днями.Ру Марк Григорьевич. - Хотя все говорят, что незаменимых нет, но и одинаковых в природе нет. А уж тем более таких, как Олег Иванович". Тем не менее, Марк Григорьевич назвал имя артиста, который потенциально способен стать выразителем времени в российском кинематографе после Янковского: "Я близко к Янковскому вижу Хабенского. Кстати, Хабенский уже сыграл то, что сыграл Янковский – в фильме сына Янковского "В движении". Это то, что Янковский сыграл в "Полете во сне и наяву". Поэтому, я думаю, что он сегодня может выразить поколение". Режиссерская позиция Федору Бондарчуку не приходилось встречаться с Янковским на одной съемочной площадке, однако именно он – один из тех немногих, с именем которого будут ассоциировать большое российское кино и кинобизнес. А значит, тот, кто способен предугадать грядущее: "Олег Иванович в своем поколении феноменально выделялся – и лицом, и игрой. Выделялся он и среди сегодняшнего поколения – его герой мог появиться в 60-х, 70-х, 80-х. Мы помним только парики, которые соответствовали времени, но так, чтобы видоизменялся сам он – нет, это все равно оставалось лицо Янковского, которое было "инкрустировано" в разные времена, и в эти времена было фантастически интегрировано. Он один такой на целый отрезок времени, уникальный совершенно актер".
Сэма Клебанова, как и Федора Бондарчука, Дни.Ру застали в Зимнем театре за несколько минут до торжественной церемонии закрытия "Кинотавра". Имя этого режиссера вызывает ассоциации у российского зрителя с "редким кино", кино "не для всех" - именно он знакомит отечественного зрителя с зарубежным арт-хаусом. "Янковский – это один из тех актеров, на которых мое поколение выросло. Которые представляют целую эпоху. Если начнешь о нем говорить, то какие-то банальные совершенно вещи получаются – но, вот видите, нет достойного синонима слову "великий". И вот он великий", - подчеркнул режиссер. Клебанов обозначил возможных "претендентов" на место Янковского в российском кинематографе: "Есть замечательные молодые артисты, которые смогли бы достичь высот и продолжить дело, и я с некоторыми из них имел честь поработать – Женя Цыганов, Андрей Мерзликин, потрясающие ребята, настоящие актеры, очень талантливые. Чтобы достичь такого масштаба, которого достиг Янковский, нужно время. И я хотел бы этим ребятам пожелать, чтобы время сработало на пользу для них". Коллеги Янковского
Андрей Мерзликин, упомянутый Сэмом Клебановым, как-то вынужден был констатировать, что артист в кино – человек зависимый, однако вольный сделать свое дело хорошо и очень хорошо. Для него уход Янковского стал не только проблемой всероссийского масштаба, но и личной утратой. Мерзликин подчеркнул, что вопрос о том, есть ли у Янковского достойные преемники, "абсолютно необходим и абсолютно актуален". "Если не говорить об этом вообще, то это было бы катастрофой уровня падения всероссийской культуры. Уход Олега Ивановича – это, по большому счету, новая веха, как и то, что он делал, было новой вехой". "Никто его место занять не может, - в то же время заключает актер. - Достойные люди еще, слава богу, живут, только время не отражает достоинства этих людей. Никому не нужна сейчас та культурно-нравственная система координат, которая пропагандировалась раньше". Известный широкому зрителю по ролям в сериалах и комедийных фильмах актер Евгений Стычкин отмечает, что в профессии артиста "так все устроено, что ни у кого продолжателей никогда не может быть". "Конечно, сейчас есть очень талантливые, великолепные артисты, и, наверное, кому-нибудь из них уготована огромная судьба, которая позволит им стать для многих не только звездой, кумиром, но и образцом для подражания", - считает он. Заслуженный и народный артист России Сергей Маковецкий, как и Олег Янковский, сумел сохранить скромность и доброту, присущую в высшей степени интеллигентным людям. "Вообще жить без людей в мире грустно. Без хороших людей – еще грустнее. Без гениальных – мир становится беднее, - констатировал он. - Не будем отчаиваться! Если мы будем злиться, то будут цунами, наводнения и землетрясения – это все взаимосвязано. Это все в наших руках – выбор; если мы будем посылать в Космос хотя бы чуть-чуть добра и любви друг к другу, он станет лучше". Наверное, этого пожелал бы и сам Олег Иванович. Как говорил его герой в фильме "Тот самый Мюнхгаузен": "Улыбайтесь, господа... Улыбайтесь!"