Лента новостей

Суббота 20 апреля

15:05ТЕСТ: вспомните название фильма СССР по кадру с животным 12:10Мудрость бывших ведущих "Дома-2": советы Бородиной, Собчак и Бузовой 09:06Три "золота" на Олимпиаде и трое детей: Елене Вяльбе исполнилось 56 лет 06:47Принц Уильям вернулся к исполнению обязанностей и пообещал заботиться об онкобольной Кейт Миддлтон 03:34Семья Брюса Уиллиса отметила первый день рождения его внучки 00:17Басте исполнилось 44 года: вспоминаем яркие моменты из жизни музыканта 21:57Жизнь на "до" и "после": Климова сообщила о резком повороте судьбы 18:00Воробьев: Новое здание поликлиники №1 в Лобне откроют в начале следующего года 17:26Кристина Орбакайте рискнула на перемены в музыкальном творчестве 16:28Теперь официально: раскрыты подробности болезни Заворотнюк 14:10Правда или вымысел? Этот тест на знание советского кино пройдут только жившие в СССР 13:05Ливни с грозой и сильный ветер ожидаются в Москве до конца дня 12:41В Серебряном бору проведут локальные работы по подготовке к летнему сезону 12:08Сделавший заявление об отцовстве Билан показал любимую женщину 10:32Бузова не может простить старые обиды Тарасову после провального брака 09:01Актер Головин из сериала "Кадетство" заявил о пополнении в семье 06:12Показавшую себя без макияжа Меган Фокс перестали узнавать поклонники 03:29Правда ли, что острая и жирная пища могут привести к язве желудка? 00:34Леонардо ДиКаприо может сыграть Фрэнка Синатру в новом байопике Скорсезе 22:19Крепко прижавший к себе молодуху Михалков провозгласил о новой жизни 20:13Ни свадьбы, ни женщины: Сафронов на связи с достигшим 300 кг сыном 18:00Молочная железа выросла в 4 раза: Костенко "в безвыходном положении" 16:47Барановская обобрала Аршавина до нитки: Кто виноват? 16:10В Москве ожидается гроза и сильный дождь вечером 18 апреля 14:04Вы пересмотрели все советское кино, если сможете ответить на эти сложные вопросы — тест 13:21Анфиса Чехова осталась без денег и помощи во время стихийного бедствия 11:24Сумма заоблачная: стало известно, сколько денег Киркоров тратит на охрану 10:11Состояние Игоря Николаева после операции на сердце изменилось 09:06Дочь Анастасии Волочковой сменила имя и отказалась от связи с балериной 08:00Тревожные расстройства – опасная угроза для здоровья 06:39Меган Маркл прекратила вражду с онкобольной Кейт Миддлтон: общественность отказывается верить 03:02Аглае Тарасовой исполнилось 30 лет: вспоминаем яркие роли молодой актрисы в ее юбилей 00:17Эмили Ратаковски показала подросшего сына и высказалась о неудачном браке 22:22"Не вздумайте мне хамить!": жена 78-летнего Петросяна пригрозила народу 22:02Собянин поблагодарил Бочкарева за плодотворную работу в Правительстве Москвы 20:56Столичные коммунальщики перешли на круглосуточное дежурство из-за непогоды 19:25Собянин внес изменения в состав правительства Москвы 18:53"Муж не дает расслабиться": снявшая лишнее Канделаки выставила фото 16:38Сердечный приступ: знаменитого актера и режиссера проводили в последний путь 13:41Только 1 человек из 10 помнит классику советского кино: сможете ли вы пройти сложный тест? 13:08Муцениеце однозначно отреагировала на слухи об интрижке с женатым Кологривым 11:17Налаживающая личную жизнь Бузова заговорила о непристойных предложениях на сайтах знакомств 10:07Харламов неожиданно воссоединился с Ковальчук после разрыва отношений 09:55Новый выпуск ЧЧД: что посоветуют блогеры? 09:03Продюсер Дворцов объяснил причину массового бойкота Пугачевой в ее юбилей 06:28Бывшая помощница Меган Маркл рассказала об издевательствах герцогини над персоналом 03:09Руни Мара отмечает 39-летие: вспоминаем яркие моменты из жизни актрисы 00:53"Молодой человек мой... любимый!": Пегова рассекретила личную жизнь 00:14Гордость и гордыня: как распознать их влияние на нашу жизнь? 22:33Не муж: Екатерина Стриженова показала "первую любовь" на фото
685
400
true
Дни.ру
1
5
4.7
96
info@dni.ru
+7 (495) 530-13-13
ООО «Дни.ру»
235
35

Почему Россия не любит футбол

9060
Демьян Донской

Демьян Донской

Окончил факультет журналистики. Первые шаги в профессии делал в отделе экономики, потом решил стать спортивным обозревателем. Занимался баскетболом и плаванием, а лучшей игрой в мире считает футбол.

Накануне старта Евро-2016 сборная России, как и все другие участники турнира, провела два товарищеских матча. Прошли они при пустых трибунах, поскольку играли наши на стадионах, расположенных вдали от мест компактного проживания своих болельщиков. Арена с пустующими креслами даже на телекартинке смотрелась "антифутбольно", отчего и сама игра казалось унылой и оптимизма поклонником нашей сборной перед Евро не добавляла. Некоторые уважаемые в футбольном сообществе люди даже поставили вопрос ребром: почему нельзя было провести эти товарищеские встречи дома, в России, а затем устроить торжественные проводы команды во Францию.

Но тут следует встать на защиту РФС. Одно дело играть на пустом стадионе в Монако и тешить себя соображениями, что посещение княжества для большинства российских болельщиков – слишком дорогое удовольствие. И совсем другое – раздавать чуть ли не бесплатно билеты на "Открытие Арену" и все равно не собрать аншлага на товарищескую игру с Литвой. На фоне подготовки к домашнему чемпионату мира это, прямо скажем, показное равнодушие россиян к футболу, должно стать главной головной болью для РФС. Не ход строительства стадионов, которые, конечно же сдадут в срок кровь из носу (и Олимпиада в Сочи тому доказательство), а то, как заполнить эти стадионы. Надеяться на то, что все эти 35, 45, 65 и 80 тысячные арены станут местом паломничества иностранный болельщиков, конечно, приятно, но соломку-то лучше подстелить.

Понятно, что сборной России аншлаги на домашнем ЧМ гарантированы, а как быть с играми каких-нибудь условных сборных Коста-Рики и Ганы – стран, откуда в силу их отдаленности от нашей страны вряд ли прибудет много болельщиков? Заполнять трибуны на таких матчах придется собственными усилиями, но что делать с катастрофическим падением интереса россиян даже к собственному футбольному чемпионату?


Нет, в РФС стараются. Вот перед Евро-2016 организовали движение "Россия любит футбол", сформировали автобусный тур по городам, где будет играть наша сборная, набили туда журналистов и известных россиян… Волейболистка Екатерина Гамова, неожиданно ставшая послом движения, умно и правильно рассуждала о том, что наши футбольные болельщики очень агрессивные, поэтому у многих нет желания посещать стадион с детьми, женами, бабушками. И вот цель движения как раз эту культуру изменить. Так себе в РФС представляют процесс популяризации футбола в веке 21-м с его гаджетами, интернетом и соцсетями. Но может, у клубов РФПЛ имеется положительный опыт в этой сфере?

Увы, аншлаги на футбольных матчах в России стали большой редкостью. Шутка ли, но даже легендарное московское дерби "Спартак" – ЦСКА на той же "Открытие Арене" собрало 41 тысячу зрителей из 45 возможных. То есть аншлага не случилось. Итоговые же цифры посещаемости матчей в прошедшем сезоне и вовсе удручают. На чемпионов в среднем ходило 9 591 зрителей, на серебряный "Ростов" – 13 334, на бронзовый "Зенит" – 16 813, на занявший 4-е место "Краснодар" – 10 933. А лидером по посещаемости стал "Спартак", который в среднем поддерживали 25 179 болельщиков. При том, что это лишь половина вместимости спартаковского стадиона. А ведь уровень нашего чемпионата за последние 10 лет существенно вырос, обострилась конкуренция за лидерство. В многолетний спор ЦСКА и "Зенита" за главный трофей постоянно вмешиваются другие команды, а в этом сезоне борьба за первую пятерку в турнирной таблице больше напоминала чехарду. Между тем ЦСКА, в третий раз выигравший чемпионат за последние четыре года, в битве за зрителя год от года регулярно проигрывает даже периодически борющейся за выживание в премьер-лиге "Кубани". Так, в чемпионском для ЦСКА 2013/2014 на его игры в среднем ходили 9 593 зрителей, в то время как среднестатистический матч "Кубани" (итоговое 8-е место) посетили 13 819 болельщиков.


Согласно сухой статистике в этом сезоне "Спартак" стал лидером по посещаемости матчей, существенно обогнав идущий на втором месте по этому показателю "Зенит". Хотя, объективности ради, стоит заметить, что питерский клуб при всем желании по этому показателю догнать красно-белых не может. Вместимость домашней арены сине-бело-голубых по документам 21 тысяча. По факту – не больше 18 с учетом требования обязательно выделять гостевые трибуны (которые полностью заполняются гостями только на топовых матчах с ЦСКА, "Локомотивом" и тем же "Спартаком", а на других играх пустуют) и обеспечивать так называемые "буферные" зоны, отделяющие фанатские сектора от остальных. Немаловажно и то, что "Петровский" – откровенно старый стадион, о чем как-то с сожалением заметил генеральный директор "Зенита" Максим Митрофанов. "Доходы, которые мы получаем от продажи билетов, нас не устраивают, поскольку мы знаем, что способны зарабатывать больше. Но мы играем на "Петровском", чьи возможности ограничены: это маленький стадион, да и новее он не становится", – рассказал он журналистам.

Но даже в этой ситуации, если посмотреть на статистику посещаемости, оперируя процентами (что более корректно), о лидерстве "Спартаку" придется забыть. Его 25 179 болельщиков – это около 56% заполняемости "Открытие Арены", в то время как "зенитовские" 16 813 – около 80%.

Перебравшись на новый стадион, "Спартак", по сути, довольствуется почти той же армией поклонников, что посещали игры "народной" команды в закрывшихся в 2013 году Лужниках. 20 547 в среднем бывало на домашней арене красно-белых в сезоне 2011/2012, когда москвичи заняли 2-е место в чемпионате. Для сравнения у "Зенита" в том сезоне на игры в среднем ходили 19 688 зрителей.

Да, по количеству болельщиков "Зенит" лидирует – по оценкам многочисленных независимых исследований клубу симпатизирует около 15 миллионов, то есть примерно четверть всех любителей футбола в стране. Но смогут ли питерцы заполнить новый стадион, который строиться на Крестовском острове? Сложно прогнозировать.


Одна из причин популярности клуба – в звездных игроках, которые приносят "Зениту" не только расходы на их покупку и зарплату, но и доходы в виде растущей армии поклонников. Несмотря на неудачный сезон (а 3 место в чемпионате и вылет из плей-офф Лиги чемпионов на стадии 1/8 финала в клубе честно признали провалом), "Зенит" остается вне конкуренции среди остальных российских команд на европейской арене. За последние пять лет сине-бело-голубые заработали 108, 5 балла в зачет таблицы коэффициентов УЕФА, входят в топ-16 европейских клубов, занимая 15 место. Для сравнения на счету у ЦСКА – 56,5 балла и 41-е места, а у "Спартака" всего лишь 26,5 балла и аж 101 место в таблице коэффициентов. Ближайший же к "Зениту" конкурент по рейтингу УЕФА – "Рубин", занимает 39 место.

Но завтра под влиянием экономического кризиса или требований финансового fair play и питерский клуб может частично лишиться своих европейских звезд и перейти на "импортозамещение". И что тогда? Чем привлекать болельщиков? Есть ощущение, что в "Зените" это понимают, поэтому пытаются "бежать во всех направлениях". Активно работают с болельщиками в онлайне, наращивая "социальный капитал" в виде подписчиков в соцсетях и посетителей на сайте, собрав в интернете аудитории под 7 миллионов в год. Развлекают болельщиков в офлайне нестандартными социальными и маркетинговыми проектами. В общем – стараются аудиторию удерживать и увеличивать вне зависимости от спортивных результатов. Кстати, пример "Спартака" в этом плане выглядит вдохновляющим. Шлейф былой популярности и заслуживающая уважения верность болельщиков красно-белых, передающаяся буквально из поколения в поколение, позволяет москвичам соблюдать не слишком большую дистанцию в погоне за "Зенитом".

Впрочем, в Чемпионате России всем клубам стоит учиться конвертировать свои успехи на футбольном поле в прирост аудитории и армии болельщиков. Что хорошо видно на примере ЦСКА – клуб, регулярно выигрывающий чемпионат и Кубок России, выступающий в Лиге чемпионов, занимает 10-е место по посещаемости игр в сезоне.

Если уж в столице картина с популяризацией футбола так печальна, то, что говорить о других российских городах. Большинство российских клубов премьер-лиги в этом смысле придерживаться какой-то даже аморфной политики, не стремятся переломить ситуацию, предложить своим поклонникам что-то реально интересное, кроме условных семечек на стадионе во время матча и надеются на старую формулу "авось как-нибудь обойдется". Не удивительно, что РФС в век гаджетов и соцсетей организует агитавтопоезд вместо того, чтобы учиться новым методам работы с болельщиками.

 

ДНИ в Telegram

14 июня 2016, 10:59
Фото: GLOBAL LOOK press/Dmitry Golubovich