Лента новостей

Пятница 18 апреля

17:19Боня разрыдалась из-за оставившего ее мужчины перед крайне тяжелым испытанием 15:53Известие о внезапном уходе 36-летней Муцениеце вызвало переполох 14:39Михаил Ефремов после освобождения оказался в опасности: враги активизируются 13:02Буланова не может прийти в себя из-за попавшего в заварушку сына: "Я шоке" 12:26Цирк: стала известна судьба старых концертных нарядов Филиппа Киркорова 11:48Бывшего мужа Пелагеи разыскивают органы из-за серьезных проблем с законом 11:39Упокой, Господи: люди несут цветы и свечи к умершей от отрыва тромба Утяшевой 11:14Концерт Павла Воли в Пятигорске был отмене из-за терракта 10:44В очередной раз "отмененная" Лолита взрорвалась гневной отповедью в адрес незнакомца: "Недоносок!" 10:02Продюсер рассказал, сможет ли Пресняков вернуться в Россию после выступления Орбакайте перед украинцами 09:05Анастасия Волочкова избавляется от недвижимости из-за крупных долгов 06:11Даня Милохин мог сыграть главную роль в оскароносной "Аноре" 03:28Спивающийся муж Кудрявцевой оказался по уши в долгах 00:32Оказавшаяся на дне Дана Борисова потянула за собой Стаса Пьеху 22:03Вышедший на сцену Ургант обратился к Пугачевой по важному поводу 20:35Вынужданная пойти на жертвы Водонаева потратила миллионы на лечение 20:25Пережившая смерть бывшего мужа Седокова сделала громкое заявление о детях 18:59Обнаруженный у Киркорова огромный камень вызвал настоящий переполох 17:5839-летнюю Бузову заподозрили в беременности после отъезда из России 16:56Освободившему из колонии Ефремову предложили первую роль в кино 15:48Петросян резко ответил на предложение променять молодую жену на популярную певицу 14:49Орбакайте вместе с Галкиным выступила на корпоративе у украинских бизнесменов 14:20Победитель "Битвы экстрасенсов" зарабатывает миллионы на доверчивых гражданах 14:11Господи, помилуй: как выглядит могила Добровольской спустя три месяца после похорон 12:59Оставшаяся без концертов Орбакайте выступает на разогреве у Галкина* – согласна на любые условия 12:35"Картина меняется": беглая Пугачева публично обратилась к своим врагам 11:03Обновившей украинский паспорт Ани Лорак в резкой форме предложили вернуться на родину 10:2559-летня вдова Этуша всего за два дня перебила свой запах благодаря необычной ложке 10:16Вокруг дня рождения Пугачевой разгорелся крупный скандал 09:15Алена Апина публично плюнула в своих коллег 08:26Оставшаяся в одиночестве Слава решила увести Евгения Петросяна из семьи: Бросайте свою швабру 03:58Обратился к религии и не дает интервью: как живет Михаил Ефремов после освобождения 00:40У Пугачевой и Галкина* закончились деньги на содержание замка в Грязи 00:23Принц Гарри не знал о смертельном заболевании своего отца 22:01Асмус вынесли вердикт после неадекватного поведения на съемках: Профнепригодность 21:46Семенович всполошила россиян резким заявлением после известия о болезни: Устала 20:42Гонорары страдающей из-за серьезной болезни Кадышевой взлетели до небес 19:32У Харламова вскрылись финансовые проблемы после пугающего инцидента на съемках 17:59Простая оплошность обернулась для Хилькевич сокрушительным провалом 17:20Казахстан получит доступ к технологиям Amazon от "Фридом Финанс" 16:58Столкнувшийся с серьезными трудностями Басков взвыл от мучений: С ума сойду 16:04Отец покойного Тиммы обвинил Седокову в присвоении трусов и носков бывшего мужа 14:22"Отмененный" Данила Козловский возвращается на российское телевидение 13:55Иосиф Пригожин неожиданно вылил всю неприглядную правду о закулисье шоу-бизнеса 13:41"Стальные нервы": как живет родившая без мужа пианистка Цымбалюк-Романовская 13:40Непубличный сенатор 13:13Певица Алсу появилась на премии в бриллиантах по цене квартиры в Москве 11:50Пугачева публично обратилась к бывшему мужу по важному делу 11:07Леонид Агутин сделал заявление об алкоголизме 10:21Куда сходить в Москве: афиша c 18 по 25 апреля
685
400
true
Дни.ру
1
5
4.7
96
info@dni.ru
+7 (495) 530-13-13
ООО «Дни.ру»
235
35

Почему Россия не любит футбол

9566
Демьян Донской

Демьян Донской

Окончил факультет журналистики. Первые шаги в профессии делал в отделе экономики, потом решил стать спортивным обозревателем. Занимался баскетболом и плаванием, а лучшей игрой в мире считает футбол.

Накануне старта Евро-2016 сборная России, как и все другие участники турнира, провела два товарищеских матча. Прошли они при пустых трибунах, поскольку играли наши на стадионах, расположенных вдали от мест компактного проживания своих болельщиков. Арена с пустующими креслами даже на телекартинке смотрелась "антифутбольно", отчего и сама игра казалось унылой и оптимизма поклонником нашей сборной перед Евро не добавляла. Некоторые уважаемые в футбольном сообществе люди даже поставили вопрос ребром: почему нельзя было провести эти товарищеские встречи дома, в России, а затем устроить торжественные проводы команды во Францию.

Но тут следует встать на защиту РФС. Одно дело играть на пустом стадионе в Монако и тешить себя соображениями, что посещение княжества для большинства российских болельщиков – слишком дорогое удовольствие. И совсем другое – раздавать чуть ли не бесплатно билеты на "Открытие Арену" и все равно не собрать аншлага на товарищескую игру с Литвой. На фоне подготовки к домашнему чемпионату мира это, прямо скажем, показное равнодушие россиян к футболу, должно стать главной головной болью для РФС. Не ход строительства стадионов, которые, конечно же сдадут в срок кровь из носу (и Олимпиада в Сочи тому доказательство), а то, как заполнить эти стадионы. Надеяться на то, что все эти 35, 45, 65 и 80 тысячные арены станут местом паломничества иностранный болельщиков, конечно, приятно, но соломку-то лучше подстелить.

Понятно, что сборной России аншлаги на домашнем ЧМ гарантированы, а как быть с играми каких-нибудь условных сборных Коста-Рики и Ганы – стран, откуда в силу их отдаленности от нашей страны вряд ли прибудет много болельщиков? Заполнять трибуны на таких матчах придется собственными усилиями, но что делать с катастрофическим падением интереса россиян даже к собственному футбольному чемпионату?


Нет, в РФС стараются. Вот перед Евро-2016 организовали движение "Россия любит футбол", сформировали автобусный тур по городам, где будет играть наша сборная, набили туда журналистов и известных россиян… Волейболистка Екатерина Гамова, неожиданно ставшая послом движения, умно и правильно рассуждала о том, что наши футбольные болельщики очень агрессивные, поэтому у многих нет желания посещать стадион с детьми, женами, бабушками. И вот цель движения как раз эту культуру изменить. Так себе в РФС представляют процесс популяризации футбола в веке 21-м с его гаджетами, интернетом и соцсетями. Но может, у клубов РФПЛ имеется положительный опыт в этой сфере?

Увы, аншлаги на футбольных матчах в России стали большой редкостью. Шутка ли, но даже легендарное московское дерби "Спартак" – ЦСКА на той же "Открытие Арене" собрало 41 тысячу зрителей из 45 возможных. То есть аншлага не случилось. Итоговые же цифры посещаемости матчей в прошедшем сезоне и вовсе удручают. На чемпионов в среднем ходило 9 591 зрителей, на серебряный "Ростов" – 13 334, на бронзовый "Зенит" – 16 813, на занявший 4-е место "Краснодар" – 10 933. А лидером по посещаемости стал "Спартак", который в среднем поддерживали 25 179 болельщиков. При том, что это лишь половина вместимости спартаковского стадиона. А ведь уровень нашего чемпионата за последние 10 лет существенно вырос, обострилась конкуренция за лидерство. В многолетний спор ЦСКА и "Зенита" за главный трофей постоянно вмешиваются другие команды, а в этом сезоне борьба за первую пятерку в турнирной таблице больше напоминала чехарду. Между тем ЦСКА, в третий раз выигравший чемпионат за последние четыре года, в битве за зрителя год от года регулярно проигрывает даже периодически борющейся за выживание в премьер-лиге "Кубани". Так, в чемпионском для ЦСКА 2013/2014 на его игры в среднем ходили 9 593 зрителей, в то время как среднестатистический матч "Кубани" (итоговое 8-е место) посетили 13 819 болельщиков.


Согласно сухой статистике в этом сезоне "Спартак" стал лидером по посещаемости матчей, существенно обогнав идущий на втором месте по этому показателю "Зенит". Хотя, объективности ради, стоит заметить, что питерский клуб при всем желании по этому показателю догнать красно-белых не может. Вместимость домашней арены сине-бело-голубых по документам 21 тысяча. По факту – не больше 18 с учетом требования обязательно выделять гостевые трибуны (которые полностью заполняются гостями только на топовых матчах с ЦСКА, "Локомотивом" и тем же "Спартаком", а на других играх пустуют) и обеспечивать так называемые "буферные" зоны, отделяющие фанатские сектора от остальных. Немаловажно и то, что "Петровский" – откровенно старый стадион, о чем как-то с сожалением заметил генеральный директор "Зенита" Максим Митрофанов. "Доходы, которые мы получаем от продажи билетов, нас не устраивают, поскольку мы знаем, что способны зарабатывать больше. Но мы играем на "Петровском", чьи возможности ограничены: это маленький стадион, да и новее он не становится", – рассказал он журналистам.

Но даже в этой ситуации, если посмотреть на статистику посещаемости, оперируя процентами (что более корректно), о лидерстве "Спартаку" придется забыть. Его 25 179 болельщиков – это около 56% заполняемости "Открытие Арены", в то время как "зенитовские" 16 813 – около 80%.

Перебравшись на новый стадион, "Спартак", по сути, довольствуется почти той же армией поклонников, что посещали игры "народной" команды в закрывшихся в 2013 году Лужниках. 20 547 в среднем бывало на домашней арене красно-белых в сезоне 2011/2012, когда москвичи заняли 2-е место в чемпионате. Для сравнения у "Зенита" в том сезоне на игры в среднем ходили 19 688 зрителей.

Да, по количеству болельщиков "Зенит" лидирует – по оценкам многочисленных независимых исследований клубу симпатизирует около 15 миллионов, то есть примерно четверть всех любителей футбола в стране. Но смогут ли питерцы заполнить новый стадион, который строиться на Крестовском острове? Сложно прогнозировать.


Одна из причин популярности клуба – в звездных игроках, которые приносят "Зениту" не только расходы на их покупку и зарплату, но и доходы в виде растущей армии поклонников. Несмотря на неудачный сезон (а 3 место в чемпионате и вылет из плей-офф Лиги чемпионов на стадии 1/8 финала в клубе честно признали провалом), "Зенит" остается вне конкуренции среди остальных российских команд на европейской арене. За последние пять лет сине-бело-голубые заработали 108, 5 балла в зачет таблицы коэффициентов УЕФА, входят в топ-16 европейских клубов, занимая 15 место. Для сравнения на счету у ЦСКА – 56,5 балла и 41-е места, а у "Спартака" всего лишь 26,5 балла и аж 101 место в таблице коэффициентов. Ближайший же к "Зениту" конкурент по рейтингу УЕФА – "Рубин", занимает 39 место.

Но завтра под влиянием экономического кризиса или требований финансового fair play и питерский клуб может частично лишиться своих европейских звезд и перейти на "импортозамещение". И что тогда? Чем привлекать болельщиков? Есть ощущение, что в "Зените" это понимают, поэтому пытаются "бежать во всех направлениях". Активно работают с болельщиками в онлайне, наращивая "социальный капитал" в виде подписчиков в соцсетях и посетителей на сайте, собрав в интернете аудитории под 7 миллионов в год. Развлекают болельщиков в офлайне нестандартными социальными и маркетинговыми проектами. В общем – стараются аудиторию удерживать и увеличивать вне зависимости от спортивных результатов. Кстати, пример "Спартака" в этом плане выглядит вдохновляющим. Шлейф былой популярности и заслуживающая уважения верность болельщиков красно-белых, передающаяся буквально из поколения в поколение, позволяет москвичам соблюдать не слишком большую дистанцию в погоне за "Зенитом".

Впрочем, в Чемпионате России всем клубам стоит учиться конвертировать свои успехи на футбольном поле в прирост аудитории и армии болельщиков. Что хорошо видно на примере ЦСКА – клуб, регулярно выигрывающий чемпионат и Кубок России, выступающий в Лиге чемпионов, занимает 10-е место по посещаемости игр в сезоне.

Если уж в столице картина с популяризацией футбола так печальна, то, что говорить о других российских городах. Большинство российских клубов премьер-лиги в этом смысле придерживаться какой-то даже аморфной политики, не стремятся переломить ситуацию, предложить своим поклонникам что-то реально интересное, кроме условных семечек на стадионе во время матча и надеются на старую формулу "авось как-нибудь обойдется". Не удивительно, что РФС в век гаджетов и соцсетей организует агитавтопоезд вместо того, чтобы учиться новым методам работы с болельщиками.

 

Шоу-бизнес в Telegram

14 июня 2016, 10:59
Фото: GLOBAL LOOK press/Dmitry Golubovich