Лента новостей

Четверг 26 декабря

13:49Тест: попробуйте узнать все новогодние рецепты интеллигенции из СССР 13:08Мнение жителей является основой программы реновации – Собянин 12:52Рулетики из баклажанов с сыром и чесноком: лучшее решение к новогоднему застолью 11:18"Со спины – вылитый я!": 75-летний Панкратов-Черный впервые стал дедом 10:21Налаживающая личную жизнь Бузова активно готовит свое тело к беременности в 2025 году 09:03Седокова прервала молчание и вышла на связь спустя неделю после смерти бывшего мужа 06:47Хрустящее нутовое печенье с клюквой и апельсином: идеальный рецепт без глютена 03:35Как с помощью еды поднять уровень энергии и пережить предновогоднюю суматоху? 00:17Михаилу Боярскому – 75: вспоминаем самые яркие моменты на пути артиста к славе 21:13Вернувшая былую популярность Алена Апина решила покинуть Россию 19:00Праздничный салат, который можно даже на диете: простой рецепт 18:20Дима Билан пострадал от подарка поклонников 16:31Собянин: Ни ковид, ни санкции не смогли остановить развитие Москвы 16:27Сергей Собянин выразил благодарность Владимиру Путину за поддержку 15:42SHAMAN перепел Филиппа Киркорова: поп-король затаил обиду 15:22 Собянин: За пять лет московская промышленность выросла в 2,5 раза 14:34Тест: угадайте любимые советские фильмы по самой первой реплике героев 13:03Суп по-гавайски с креветками и ананасом: этот рецепт привнесет яркие вкусы в ваш дом 11:28Известные актеры рассказали о спектакле "Соборная площадь" в кинопарке "Москино" 10:44"Слишком яркий": Агурбаш решительно вычеркнула Киркорова из списка самых стильных артистов 09:59Зверева напоили в бутике и впарили поддельную брендовую сумку за большие деньги 09:36Музкритик Бабичев назвал Кадышеву подходящей заменой для Пугачевой на "Голубом огоньке" 06:28Жареные креветки с мороженым из горгонзолы: оригинальное сочетание вкусов 03:21Стало известно о необычной семейной традиции Меган Маркл и Принца Гарри на Рождество 00:11Шаляпин бросил камень в огород Киркорова и Баскова: Сплошь междусобойчики 19:27В семье Тарасова и Костенко долгожданное пополнение 19:03Сложный тест: что мы знаем о Дедах Морозах в России? 17:19Друг Яниса Тиммы рассказал, почему его тело никто не забирает 16:30Новый взгляд на классику: "Сельдь под шубой" с неожиданным вкусом 16:285 причин посетить шоу "Тайна семьи Деда Мороза" 15:55Филипп Киркоров в очередной раз стал отцом 15:20Эксперт рекомендовал знакомить детей с классической музыкой как можно раньше 14:51Инопланетяне через Катю Лель передали землянам точный космический прогноз на 2025-й 14:49Батат фри с пикантным соусом на основе пломбира: крайне необычный рецепт 13:52Тест: угадайте популярные советские комедии по кадру с блондинкой 12:53"Вы не пробовали его яйца": публичное заявление Тодоренко о Топалове смутило всех 10:58"2025-й встречу на работе": Киркоров рассказал о новогоднем выступлении с билетами по 342 тысячи 10:52Капкейки с ванильным кремом: излюбленный десерт гурманов во всем мире 09:19Актер Петров рассказал о просьбе беременной жены чаще проводить время дома 06:43Насыпной пирог с яблоками: сытная выпечка с хрустящей корочкой и нежной начинкой 03:215 книг, которые помогут окунуться в праздничную атмосферу 00:16Сергея Шнурова обязали вернуть внушительную сумму за сорванный в Москве концерт 20:05 ТЕСТ: угадай известный советский фильм по цитате 18:59Оливье заиграет по-новому: необычный рецепт классического блюда 17:56Наталья Фатеева призналась в проблемах со здоровьем 17:18Бывшая жена Башарова после обвинений в избиении призналась в неожиданном 16:30Согревающий суп с тыквой и имбирем 15:54В семье Петросяна разразился скандал 14:55До слез: поступок Аниты Цой потряс работающих с ней повара, водителя и уборщицу 14:05Евгений Покушалов: почему добавки вредны без контроля и как это исправить
685
400
true
Дни.ру
1
5
4.7
96
info@dni.ru
+7 (495) 530-13-13
ООО «Дни.ру»
235
35

Почему Россия не любит футбол

9404
Демьян Донской

Демьян Донской

Окончил факультет журналистики. Первые шаги в профессии делал в отделе экономики, потом решил стать спортивным обозревателем. Занимался баскетболом и плаванием, а лучшей игрой в мире считает футбол.

Накануне старта Евро-2016 сборная России, как и все другие участники турнира, провела два товарищеских матча. Прошли они при пустых трибунах, поскольку играли наши на стадионах, расположенных вдали от мест компактного проживания своих болельщиков. Арена с пустующими креслами даже на телекартинке смотрелась "антифутбольно", отчего и сама игра казалось унылой и оптимизма поклонником нашей сборной перед Евро не добавляла. Некоторые уважаемые в футбольном сообществе люди даже поставили вопрос ребром: почему нельзя было провести эти товарищеские встречи дома, в России, а затем устроить торжественные проводы команды во Францию.

Но тут следует встать на защиту РФС. Одно дело играть на пустом стадионе в Монако и тешить себя соображениями, что посещение княжества для большинства российских болельщиков – слишком дорогое удовольствие. И совсем другое – раздавать чуть ли не бесплатно билеты на "Открытие Арену" и все равно не собрать аншлага на товарищескую игру с Литвой. На фоне подготовки к домашнему чемпионату мира это, прямо скажем, показное равнодушие россиян к футболу, должно стать главной головной болью для РФС. Не ход строительства стадионов, которые, конечно же сдадут в срок кровь из носу (и Олимпиада в Сочи тому доказательство), а то, как заполнить эти стадионы. Надеяться на то, что все эти 35, 45, 65 и 80 тысячные арены станут местом паломничества иностранный болельщиков, конечно, приятно, но соломку-то лучше подстелить.

Понятно, что сборной России аншлаги на домашнем ЧМ гарантированы, а как быть с играми каких-нибудь условных сборных Коста-Рики и Ганы – стран, откуда в силу их отдаленности от нашей страны вряд ли прибудет много болельщиков? Заполнять трибуны на таких матчах придется собственными усилиями, но что делать с катастрофическим падением интереса россиян даже к собственному футбольному чемпионату?


Нет, в РФС стараются. Вот перед Евро-2016 организовали движение "Россия любит футбол", сформировали автобусный тур по городам, где будет играть наша сборная, набили туда журналистов и известных россиян… Волейболистка Екатерина Гамова, неожиданно ставшая послом движения, умно и правильно рассуждала о том, что наши футбольные болельщики очень агрессивные, поэтому у многих нет желания посещать стадион с детьми, женами, бабушками. И вот цель движения как раз эту культуру изменить. Так себе в РФС представляют процесс популяризации футбола в веке 21-м с его гаджетами, интернетом и соцсетями. Но может, у клубов РФПЛ имеется положительный опыт в этой сфере?

Увы, аншлаги на футбольных матчах в России стали большой редкостью. Шутка ли, но даже легендарное московское дерби "Спартак" – ЦСКА на той же "Открытие Арене" собрало 41 тысячу зрителей из 45 возможных. То есть аншлага не случилось. Итоговые же цифры посещаемости матчей в прошедшем сезоне и вовсе удручают. На чемпионов в среднем ходило 9 591 зрителей, на серебряный "Ростов" – 13 334, на бронзовый "Зенит" – 16 813, на занявший 4-е место "Краснодар" – 10 933. А лидером по посещаемости стал "Спартак", который в среднем поддерживали 25 179 болельщиков. При том, что это лишь половина вместимости спартаковского стадиона. А ведь уровень нашего чемпионата за последние 10 лет существенно вырос, обострилась конкуренция за лидерство. В многолетний спор ЦСКА и "Зенита" за главный трофей постоянно вмешиваются другие команды, а в этом сезоне борьба за первую пятерку в турнирной таблице больше напоминала чехарду. Между тем ЦСКА, в третий раз выигравший чемпионат за последние четыре года, в битве за зрителя год от года регулярно проигрывает даже периодически борющейся за выживание в премьер-лиге "Кубани". Так, в чемпионском для ЦСКА 2013/2014 на его игры в среднем ходили 9 593 зрителей, в то время как среднестатистический матч "Кубани" (итоговое 8-е место) посетили 13 819 болельщиков.


Согласно сухой статистике в этом сезоне "Спартак" стал лидером по посещаемости матчей, существенно обогнав идущий на втором месте по этому показателю "Зенит". Хотя, объективности ради, стоит заметить, что питерский клуб при всем желании по этому показателю догнать красно-белых не может. Вместимость домашней арены сине-бело-голубых по документам 21 тысяча. По факту – не больше 18 с учетом требования обязательно выделять гостевые трибуны (которые полностью заполняются гостями только на топовых матчах с ЦСКА, "Локомотивом" и тем же "Спартаком", а на других играх пустуют) и обеспечивать так называемые "буферные" зоны, отделяющие фанатские сектора от остальных. Немаловажно и то, что "Петровский" – откровенно старый стадион, о чем как-то с сожалением заметил генеральный директор "Зенита" Максим Митрофанов. "Доходы, которые мы получаем от продажи билетов, нас не устраивают, поскольку мы знаем, что способны зарабатывать больше. Но мы играем на "Петровском", чьи возможности ограничены: это маленький стадион, да и новее он не становится", – рассказал он журналистам.

Но даже в этой ситуации, если посмотреть на статистику посещаемости, оперируя процентами (что более корректно), о лидерстве "Спартаку" придется забыть. Его 25 179 болельщиков – это около 56% заполняемости "Открытие Арены", в то время как "зенитовские" 16 813 – около 80%.

Перебравшись на новый стадион, "Спартак", по сути, довольствуется почти той же армией поклонников, что посещали игры "народной" команды в закрывшихся в 2013 году Лужниках. 20 547 в среднем бывало на домашней арене красно-белых в сезоне 2011/2012, когда москвичи заняли 2-е место в чемпионате. Для сравнения у "Зенита" в том сезоне на игры в среднем ходили 19 688 зрителей.

Да, по количеству болельщиков "Зенит" лидирует – по оценкам многочисленных независимых исследований клубу симпатизирует около 15 миллионов, то есть примерно четверть всех любителей футбола в стране. Но смогут ли питерцы заполнить новый стадион, который строиться на Крестовском острове? Сложно прогнозировать.


Одна из причин популярности клуба – в звездных игроках, которые приносят "Зениту" не только расходы на их покупку и зарплату, но и доходы в виде растущей армии поклонников. Несмотря на неудачный сезон (а 3 место в чемпионате и вылет из плей-офф Лиги чемпионов на стадии 1/8 финала в клубе честно признали провалом), "Зенит" остается вне конкуренции среди остальных российских команд на европейской арене. За последние пять лет сине-бело-голубые заработали 108, 5 балла в зачет таблицы коэффициентов УЕФА, входят в топ-16 европейских клубов, занимая 15 место. Для сравнения на счету у ЦСКА – 56,5 балла и 41-е места, а у "Спартака" всего лишь 26,5 балла и аж 101 место в таблице коэффициентов. Ближайший же к "Зениту" конкурент по рейтингу УЕФА – "Рубин", занимает 39 место.

Но завтра под влиянием экономического кризиса или требований финансового fair play и питерский клуб может частично лишиться своих европейских звезд и перейти на "импортозамещение". И что тогда? Чем привлекать болельщиков? Есть ощущение, что в "Зените" это понимают, поэтому пытаются "бежать во всех направлениях". Активно работают с болельщиками в онлайне, наращивая "социальный капитал" в виде подписчиков в соцсетях и посетителей на сайте, собрав в интернете аудитории под 7 миллионов в год. Развлекают болельщиков в офлайне нестандартными социальными и маркетинговыми проектами. В общем – стараются аудиторию удерживать и увеличивать вне зависимости от спортивных результатов. Кстати, пример "Спартака" в этом плане выглядит вдохновляющим. Шлейф былой популярности и заслуживающая уважения верность болельщиков красно-белых, передающаяся буквально из поколения в поколение, позволяет москвичам соблюдать не слишком большую дистанцию в погоне за "Зенитом".

Впрочем, в Чемпионате России всем клубам стоит учиться конвертировать свои успехи на футбольном поле в прирост аудитории и армии болельщиков. Что хорошо видно на примере ЦСКА – клуб, регулярно выигрывающий чемпионат и Кубок России, выступающий в Лиге чемпионов, занимает 10-е место по посещаемости игр в сезоне.

Если уж в столице картина с популяризацией футбола так печальна, то, что говорить о других российских городах. Большинство российских клубов премьер-лиги в этом смысле придерживаться какой-то даже аморфной политики, не стремятся переломить ситуацию, предложить своим поклонникам что-то реально интересное, кроме условных семечек на стадионе во время матча и надеются на старую формулу "авось как-нибудь обойдется". Не удивительно, что РФС в век гаджетов и соцсетей организует агитавтопоезд вместо того, чтобы учиться новым методам работы с болельщиками.

 

Шоу-бизнес в Telegram

14 июня 2016, 10:59
Фото: GLOBAL LOOK press/Dmitry Golubovich