Спикер Госдумы Вячеслав Володин и премьер-министр Дмитрий Медведев однозначно дали понять, что предложения о сокращении социальных расходов и трат на развитие российской экономики в угоду банальной математической калькуляции не пройдут. Более того, единороссы вместе с главой правительства запланировали увеличение средств на финансирование культуры, здравоохранения, образования, ЖКХ, малого бизнеса, поддержку моногородов и ряд других первостепенных трат, критично важных для большей части населения страны. Это сложная задача – обеспечить в условиях падающих доходов, неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, низких цен на нефть и санкционного давления баланс между экономией и возможностями роста.
Работа над проектом бюджета идет практически круглосуточно: в комитетах и комиссиях депутаты стараются сложить основные параметры главного финансового документа страны.
Этот процесс – серьезная проверка на эффективность и ответственность нового созыва Госдумы, в первую очередь парламентского большинства. Новые принципы, на которых будет основана депутатская деятельность, проявляются как раз в этой кропотливой работе, быть может, не особо видной обывателям, но напрямую влияющей на их жизнь.
Госдума теперь – место для дискуссий. Открытость дает возможность учесть мнение различных слоев общества, групп избирателей. Экспертиза и тщательная проработка законопроектов в профильных комитетах являются обязательным условием для вынесения их на рассмотрение нижней палаты парламента. При анализе инициатив прямой контакт с теми, кто будет законы реализовывать, то есть парламентский контроль, также является дополнительной страховкой от ошибок. Содержательное и глубокое обсуждение конкретных статей бюджета, парламентские слушания, а затем и коммуникации с правительством уже позволили расшить многочисленные узкие места законопроекта.
На выездном заседании, помимо стратегических решений, депутаты обращали внимание на вполне конкретные пробелы в законе, требующие доработки. В качестве примера можно привести ситуацию с обеспечением отдыха для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это межведомственный вопрос, и расходы на такой отдых "потерялись" между двумя министерствами. И вот в ходе совместного обсуждения членами правительства и депутатами фракции "Единая Россия" об этом недочете было сказано, решение проблемы было взято на контроль. Еще один пример – уже из сферы ответственности депутатов-регионалов. Дальневосточным парламентариям вместе с властями региона удалось убедить федеральный центр, что с 1 января нового года необходимо возобновить региональную доплату к пенсии в Приморском крае. На эти цели центр выделяет 1,5 миллиарда рублей, еще 0,5 миллиарда выделит краевой бюджет. Подобных примеров – море. Удалось решить и вопрос с военными пенсионерами: они будут получать дополнительные выплаты в размере пяти тысяч рублей.
По итогам консультаций единороссов и правительства, которые Дмитрий Медведев обещал сделать регулярными – не реже двух раз в месяц, и на условиях реализации майских указов президента фракция "Единой России" приняла решение поддержать бюджет на 2017 год. Теперь дело, собственно, за рассмотрением проекта закона в Госдуме, для чего депутатов освободили от рутины, а пленарные заседания 16 ноября, на котором будут рассмотрены бюджетообразующие законы, и 18 ноября, на котором парламентарии будут голосовать за бюджет в первом чтении, решено было продлить по времени. График тяжелый — депутаты из профильных комитетов покидают свои рабочие места порой уже под утро.
На пленарном заседании ожидается горячая и содержательная дискуссия с участием представителей всех фракций и депутатов-одномандатников. Уже после того, как закон пройдет первое чтение "в общем" и можно будет внимательно анализировать расходы на конкретные статьи, единороссы планируют целую серию обсуждений проекта с различными представителями гражданского общества, учеными и экспертами, а также представителями партий, не прошедших в парламент. Подготовка проекта ко второму чтению, а затем – к третьему, которое должно состояться до конца первой декады декабря, является важнейшим экзаменом для Госдумы нового созыва.
И именно сегодня становится очевидно, насколько важной для бюджетного процесса была реализованная за годы политическая реформа.
Проведение выборов в сентябре позволило приступить к работе над главным финансовым документом страны уже новому составу Госдумы. Это очевидно сокращает вредное лоббирование лишних расходов и повышает роль и значение каждого депутата, вносящего поправки в проект закона.
Вырастает и роль регионов, представители которых в Госдуме – 225 одномандатников – кровно заинтересованы в том, чтобы добиться для своих территорий оптимального соотношения доходов и расходов. Эти депутаты только что пришли в Думу "с земли", выиграв в непростой борьбе в своих округах. Они отлично знают повестку, чем живут люди на местах, чувствуют запросы и интересы избирателей.
Немаловажным является еще один нюанс: "Единая Россия" довольно плотно курировала все избирательные кампании кандидатов в депутаты, и одним из обязательных требований был отказ от популизма. Не давать невыполнимых обещаний – такая тактика, быть может, не самая выгодная с точки зрения политтехнологов, сработала, в Госдуму пришли люди, перед которыми не стоит невыполнимая задача сделать прямо завтра всех и каждого счастливым. Или принять закон, предполагающий раздачу всем семьям бесплатных квартир. Депутаты прекрасно представляют пределы возможного, поэтому есть уверенность, что принятый ими бюджет будет жестким, но справедливым.