Самый насущный, пожалуй, вопрос, кто будет обеспечивать осужденных работой. Об этом рассуждает наш колумнист, арбитражный юрист и глава Республиканского юридического общества Александр Хаминский.
Вопросы по применению норм начинаются уже со стадии принятия решения. Судья заменяет лишение свободы на принудительные работы. Что движет им при выборе такого решения? Как он определяет длительность наказания? В части 4 ст. 53.1 Уголовного кодекса указано, что срок принудительных работ составляет от двух месяцев до пяти лет. Однако в конкретных нормах Особенной части установлен только верхний предел срока наказания, который чаще всего и является единственным ориентиром. Разве это отвечает принципу справедливости наказания?
Выходом из этой ситуации видится введение норм, которые бы предусматривали обязанность разъяснения в приговоре выбора и срока наказания. Судья может учесть при вынесении решения значимые сопутствующие обстоятельства, например, размер фактически причиненного ущерба, но все их необходимо перечислить, объяснить мотивировку назначенного наказания и его срока.
Принудительные работы рассматриваются законодателем в качестве достаточно тяжелого наказания. Осужденные содержатся в специальном исправительном центре, который не вправе покидать. Если в регионе проживания нет такого центра, то за счет государства осужденный должен быть доставлен в исправительный центр, располагающийся в другом субъекте РФ.
Проблема в том, что на настоящий момент создано всего четыре таких центра. Существует возможность формировать специальные изолированные участки при территориальных исправительных учреждениях. Для этого нужны соответствующие помещения и персонал. Согласно порядку организации изолированных участков, именно учреждение подает заявку на создание изолированного участка и обосновывает наличие требуемой материальной базы. Однако заинтересованы ли исправительные учреждения в создании таких участков?
В качестве поощрения для осужденных предусматривается возможность проживания в собственном или съемном жилье, но при условии хорошего поведения, выполнения всех установленных требований и только по истечении трети срока наказания. Поэтому для применения такого вида наказания создание исправительных центров является необходимым условием.
Где исправительные центры будут находить работодателей? Пока в качестве поощрения для возможных работодателей предусмотрены только налоговые льготы. Согласитесь, этого мало. Каким будет порядок взаимодействия структур государственной исправительной системы и коммерческих организаций? Кто будет контролировать соблюдение дисциплины и поведение осужденных на рабочем месте? На эти вопросы ответов пока что нет.
Следует также помнить и о необходимости контролировать соблюдение условий трудового законодательства в отношении осужденных, занятых на принудительных работах. Представители исправительных центров такими полномочиями не наделены.
Как можно эффективно решить все эти вопросы? В первую очередь, для нахождения заказчиков, необходимо заинтересовать предпринимателей в привлечении работников из числа осужденных. Можно начать с выполнения государственных заказов по изготовлению социально-значимых категорий товаров. Предприниматели будут обеспечивать условия для исполнения наказания в виде принудительных работ.
С точки зрения выполнения задач наказания и воздействия на личность преступника, важно учитывать и тот факт, что назначение конкретного вида наказания должно быть обоснованным. Замена лишения свободы на принудительные работы не должна выполняться судьями машинально.
Только практическое применение нового вида уголовного наказания поможет определить пригодность принудительных работ для достижения целей и задач, поставленных законодателем. Однако до начала применения принудительных работ предстоит еще решить ряд теоретических и материальных вопросов. А до января 2017 года, меж тем, осталось чуть более двух месяцев.