Лента новостей

Суббота 27 июля

06:22Коллагеновый солярий: что это такое, и какое влияние оказывает на кожу? 03:11Волочкова в купели показала своего пушистика 00:17Что происходит сейчас с Наташей Ионовой? 22:04Истязал и подавлял: Асмус подверглась насилию со стороны любовника 21:02"Черная магия": отец Децла обвинил невестку в смерти рэпера 20:03"Росатом" создает инновационную инфраструктуру для безопасной переработки опасных отходов 19:34"Никакой похвалы": почему Пугачева невзлюбила Рубальскую 18:52Певица Глюкоза обратилась к журналистам после позора в Красноярске 17:35Придавило машиной: шокирующие кадры с 15-летней звездой сериала "Слово пацана" 16:45Братья Майкла Джексона прилетели на праздник к Эмину 16:13"Знакомство с малышкой": Хилькевич написала о преждевременных родах 14:50Пугачева готова сбежать в Россию от спивающегося Галкина* 13:42[ТЕСТ]: для киноманов: угадай любимый советский фильм по имени героини 12:53Как организовать мероприятие в рамках фестиваля "Лето в Москве. Все на улицу!" 12:16Адвокат мужа Алсу заявил о примирении семьи 11:16Валиева плюнула в родного отца после его откровений о ее личной жизни 10:25Петь не будет, но в зале появится: Пугачева выбрала день для посещения шабаша Вайкуле 09:55Втянутая в скандал Долина "заложила" дом за долги 09:32Куда сходить в Москве: афиша с 30 июля по 5 августа 09:12Оказавшаяся в больнице беременная Погребняк потеряла живот раньше срока 06:29Стало известно, как россияне будут отдыхать в новогодние праздники 03:25Открылась настоящая причина одиночества Бузовой 00:16Папа бы гордился: что стало с единственной родной дочерью покойного Абдулова 22:34Беспредельная наглость вывела из себя Яну Рудковскую: Терпеть не могу! 21:19В Подмосковье определят лучшего российского производителя сыра 20:44Хамство! Салтыкова заткнула рот Боне прямо во время съемок 19:14Настигла карма: у обидевшего маленькую дочь экс-мужа Пелагеи большие проблемы 18:09Фадеев готовится нанести удар оскандалившейся Глюкозе: певицу ждет незавидная участь 17:15"Как тебе не стыдно?": Мигель ошарашен поступком Варнавы – считал подругой 16:23Ксению Бородину записали в лицемерки: и все из-за одного неосторожного заявления 15:08Появилась информация о пятой беременности жены Дмитрия Тарасова 13:34Климова ликует: вот что сделал Петренко ради бывшей жены 13:00В Москве создан Общественный штаб по наблюдению за выборами 11:52Тест для любителей советского кино – "Кавказская пленница, или новые приключения Шурика" 10:18"Не разговаривали с мужем три дня": Борщева раскрыла детали своего брака 09:52Муж Алсу перед заседанием суда о разводе сделал ход конем 08:59Как выглядит особо охраняемая могила похороненного 24 года назад отца Ксении Собчак 08:52Опозорившуюся на всю страну Глюкозу жестоко наказали 04:11Тест: хорошо ли вы помните советский фильм "Спортлото-82" 00:20Раскрыта колоссальная зарплата принца Уильяма 21:46"Худший из грехов": Собчак обвинила Фадеева в жадности из-за его скандала с Глюкозой 20:33[ТЕСТ] для настоящих фанатов "Гостьи из будущего": проверь свои знания 19:16"Лишь верхушка айсберга": вот что происходит с опозорившейся Глюкозой на самом деле 17:34Новый поворот в деле "женоненавистника" Киркорова и "попрошайки" Успенской: кто сильней? 16:27Поразительное сходство: сын Серябкиной растет ее копией – фото 15:32"Покобенилась": разыгравшая драму Штурм устроила взбучку богатому любовнику 15:21Вскрылась истинная причина побега Пугачевой из России 13:23Стало известно, кто встал на пути Лепса и вчерашней школьницы 18-летки 10:53Кино-тест на знание фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика..." 10:24[ТЕСТ] по фильму "Карнавальная ночь": справятся только самые внимательные зрители
685
400
true
Дни.ру
1
5
4.7
96
info@dni.ru
+7 (495) 530-13-13
ООО «Дни.ру»
235
35

Жанры интернет-журналистики

73721

Что такое интернет-журналистика? Споры об этом продолжаются все неполные два десятилетия ее существования.

Это четвертый вид СМИ – после печатной прессы, радио и телевидения – или же это новая стадия развития СМИ как таковых, со временем синтезирующая все три предыдущих вида? Стремительное развитие социальных сетей в последнее десятилетие еще больше заостряет вопрос – не наблюдаем ли мы процесс мутации СМИ как таковых, их врастания в новую информационную оболочку, в которой будет жить человек глобального мира – универсальный потребитель? Впрочем, пока еще мы можем говорит о прохождении нами периода, когда просто стираются межвидовые различия между различными медиа – и появляется новый, универсальный их вид.

Понятно, что интернет-журналистика пока еще является просто четвертым видом журналистики как таковой – но со временем она, наряду с тремя другими видами медиа, станет частью новой, образующейся на наших глазах, формы универсального мультимедиа. Причем его главной, базовой частью – потому что сейчас в рамках интернет-журналистики уже происходит часть того синтеза, который выйдет на новый уровень при переходе к мультижурналистике. 

При этом интернет-журналистику можно и нужно рассматривать как продолжение традиционной журналистики – то есть печатной прессы, радио и телевидения. В первую очередь, конечно, печатной прессы – потому что именно ее новой формой развития является интернет-журналистика. При всем огромном и революционном значении интернета для распространения, подачи и восприятия информации, журналистика как таковая имеет свои признаки и качества – и на именно от них отталкивается базируется интернет-журналистика. Порой встречается восприятие Интернета как такового в качестве одного бескрайнего СМИ – но такой подход вообще-то размывает само понятие медиа и уж тем более журналистики. Стоит рассматривать интернет-журналистику как профессиональный вид деятельности в рамках СМИ или индивидуально, со своими формами и жанрами, а не как обозначение для любой деятельности по производству текстов и медиа-контента в интернете. 

Происхождение жанров интернет-журналистики

При том, что понятие жанра играет важнейшую роль в журналистике, сами споры о них давно уже приобрели схоластический оторванный от жизни характер. Пока единственной формой СМИ было печатное издание – журнал или газета – четкое определение жанров еще имело смысл. После массового распространения радио и телевидения жанры печатной прессы ощутили на себе их влияние – ну а после появления интернета наступило время синтеза всего и вся. 

При этом понятно, что основные жанры печатной журналистики перекочевали в интернет-журналистику – и в этом смысле ничего принципиального нового придумать невозможно. Три основных вида жанров – информационный, аналитический и художественно-публицистический никуда не делись. Новостная заметка, репортаж, интервью – это информация. Статья – это аналитика. Очерк или фельетон – это публицистка. Так было до интернета – и в принципе все это сохранилось. Приобретя, естественно, новые формы. И вступив в теснейшую, неразрывную связь с другими жанрами – потому что сама природа интернета подразумевает гипертекстуальность и интерактивность. Любой текст отсылает к другому тексту – заметка к статье, авторская колонка к интервью. Все становится частью одного большого гипертекста – но это не значит, что жанры отмирают. 

При этом все жанры интернет-журналистики имеют три главных качества, отличающие их от досетевой прессы – гипертекстуальность, мультимедийность и интерактивность. Редакция СМИ, конечно, может и не использовать эти возможности – но тогда производимый ею продукт и не будет интернет-журналистикой, то есть останется просто размещенным в сети текстом, фотографией или видео.

Само понятие гипертекста ключевое для понимания журналистского текста в интернете. Говоря просто, это текст, содержащий в себе ссылки на другие тексты, уточняющие, раскрывающие или дополняющие его смысл. Это могут быть как ссылки на материалы этого же издания, так и на внешние источники. С помощью них расширяется контекст публикуемой информации или высказанного мнения – и ознакомление читателя с самим текстом становится лишь первым шагом перед его переходом к другим материалам на данную тему. Это принципиальное отличие интернет-журналистики от обычной – с помощью гиперссылок можно не просто долго удерживать внимание читателя, но и представить ему огромный, несравнимый с самим публикуемым текстом объем информации. Чем мощнее и старше СМИ тем легче ему предоставить читателю больше связанных с темой основного текста материалов. Причем не имеет принципиального значения ни объем, ни жанр самого текста-повода – это может быть и десятистрочная заметка, и большое интервью, и аналитическая статья. Количество ссылок, которые будут вести от них к другим материалам ограничено только чувством меры редактора и наличием на сайте подходящих публикаций.

Мультимедийность также является ключевым признаком практически всех интернет-жанров. Это сочетание нескольких видов подачи информации – текстовой, графический, звуковой, фото и видео – в одном материале. По сути это одно из основных преимуществ интернет-журналистики над тремя предшествующими ей видами – возможность использования всех существующих форматов. Причем их можно сочетать в одном журналистском материале – будь то заметка, репортаж, интервью, аналитическая статья. Понятно, что все пять видов подачи нет смысла использовать в небольшой информационной заметке – но, например, в большом интервью или расследовании они вполне уместны. Есть основной текст интервью, который дополняется или дублируется видео и аудио записью этой же беседы, есть инфографика, иллюстрирующая отельные темы, затронутые в интервью, есть фотографии интервьюируемого, а возможно и главных упоминаемых в беседе личностей. И это самая простая схема – потому что в качестве видео может быть размещено предыдущее интервью с этим же человеком, его выступление на телевидении, а в аудио формате могут быть даны его интервью радиостанциям. Мастерство составления мультмедийного материала проявляется не в механическом дополнении основного текста различными "связанными товарами", а в отборе самого интересного и актуального на момент публикации контента. 

Третье качество – интерактивность. Оно проявляется прежде всего через возможность аудитории откликаться на публикуемые в интернет СМИ материалы, а в некоторых форматах и участвовать в создании контента. Кроме того, интерактивность дает возможность редакции замерять реакцию читателей – а значит и влияет на содержание СМИ. По мере конвергенции соцсетей и СМИ система "лайков" становится все более значимой для оценки качества как журналисткой работы, так и популярности СМИ в целом. Комментарии читателей являются важнейшим элементом вовлечения аудитории, формирования ядра постоянных читателей – при этом понятно, что со временем вся комментаторская активность будет сосредоточена на страницах издания в соцсетях а не на сайте самого издания.   

Интерактивность позволила активно использовать в интернет-журналистике формат голосований и опросов, в досетевую эпоху применяемый в основном в теле– и радиожурналистике. Печатные СМИ, конечно, тоже устраивали опросы и голосования – но они проводились сначала по почте, а позднее по телефону, что не давало быстрой обратной реакции. Телевидение и радио сделали опросы и голосования одним из главных инструментов вовлечения аудитории – и интернет-журналистика быстро переняла этот способ. Выяснить мнение читателей возможно как по отношению к конкретному резонансному событию, так и к точке зрения, причем, естественно, дискуссионной, спорной – и опросы могут быть как частью журналистского материала, так и самостоятельной публикацией. 

Естественно, что все три главных отличительных качества интернет-медиа – гипертекстовость, мультимедийность и интерактивность – оказывают важнейшее влияние на развитие жанров интернет-журналистики, но при этом они именно развивают заложенные в них от их досетевых предшественников фундаментальные качества, а не заменяют и не отменяют их.

Информационный жанр интернет-журналистики

Главная форма этого информационного жанра остается неизменной – это новостная заметка. Никакие технологии не способны заменить ее главный смысл и признаки качества – новость должна быть интересной, эксклюзивной и оперативной. Сочетание всех трех качеств – это идеал, и понятно, что в условиях специализации внутри медиа информационные агентства имеют заведомое преимущество в оперативности и эксклюзивности перед обычными сетевыми СМИ, даже специализирующимися на новостях. В лентах новостей больших интернет-газет львиную долю занимают материалы, основанные на сообщениях информагентств – но это не отменяет потребности в существовании журналиста-новостника, то есть специализирующегося на оценке, выборе, осмыслении и обработке информации. Постоянный поток новостей требует проверки как на достоверность и качество, так и на значимость и релевантность их для конкретного издания – не говоря уже о дальнейшей работе с новостью. Даже в формате новостной ленты публикуемая СМИ информация из агентства может быть так подана, дополнена и осмыслена, что привлечет несравнимо большее внимание чем в случае простой перепечатки сообщения первоисточника. Создание небольшого гипертекста в этом случае способно придать новости новый смысл или даже изменить его на прямо противоположный.    

В интервью, втором важном подвиде информационного жанра, при рассмотрении его интернет-форм также остаются главные определяющие качество признаки – эксклюзивность, оригинальность, оперативность. Интернет формат позволяет сделать интервью более разнообразным – например, через ведение онлайн-беседы интервьюируемого не только с журналистом, но и с читателями. Таким образом он-лайн интервью становится интерактивным – но нужно напомнить, что подобная обратная связь используется и в радио-интервью, когда в студии принимаются звонки от слушателей. Сочетание всех форматов интервью есть и тележанре "прямая линия" – его уже много лет использует в частности Владимир Путин: тут и вопросы, заданные по интернету (их счет идет на миллионы), и по телефону, и от гостей в студии, и телеведущих, и в ходе прямых телемостов с регионами. Понятно, что такое сочетание максимального количества способов контакта с аудиторией могло бы использоваться и жанре онлайн интервью, проводимых СМИ – впрочем, оно стоит дорого, так что понятно, что в обычных обстоятельств у редакции просто таких возможностей.

Серьезные изменения произошли в жанре репортажа – хотя и здесь интернет-репортаж синтезировал уже имевшиеся формы газетного, радио и телерепортажа. Речь в первую очередь идет об онлайн-репортаже – то есть освещении важного резонансного события, будь то чрезвычайная ситуация, выборы, принципиально важные переговоры на высшем уровне или спортивное мероприятие. Онлайны являются одной из самых интересных форм интернет-журналистики – потому что позволяют синтезировать все возможные способы подачи материала. В этом смысле онлайн-репортаж можно считать если и не новым жанром, то самым продвинутым из формирующихся. В нем легко сочетается текстовая, графическая, аудио и видео информация, короткая новостная заметка и аналитика, элементы репортажа с авторской позицией с коротким телеграфным стилем. Онлайн репортаж в интернет СМИ интересней и удобней для читателя чем его телеконкурент – за счет своей интерактивность.

Из художественно-публицистического жанра наибольшее распространение в интернет-журналистике получил формат авторской колонки и блога, который можно отнести к новой форме классического очерка. Авторские мнения публикуется как в отдельной рубрике сетевых СМИ, так и непосредственно на страницах в соцсетях – но провести четкую грань между авторской колонкой журналиста на странице издания и его же постом в блоге невозможно. Объем, стиль, оперативность – все это не принципиальные моменты. Там и там автор выражает свою позицию, поэтому невозможно назвать первое колумнистикой, а второе блогерством. Главное отличие – в месте опубликования текста, но по мере конвергенции соцсетей и СМИ и оно будет становится непринципиальным.

В целом жанры интернет-журналистики развиваются на базе традиционных медиа-жанров – через их частичное взаимопроникновение и ориентацию на интерактивность.   

Все лекции на Academ.media

Подпишись в Telegram

30 сентября 2016, 13:28