Лента новостей

Среда 24 апреля

13:34Сложный тест на знание советских актеров: верно ответит только истинный знаток кино СССР 12:35Что происходит с певицей МакSим после тяжелой зависимости и когда она вернется на сцену 11:17Летальное ДТП и кома: заявлено о гибели скандального блогера Лены Миро 10:31Новые данные об УДО Михаила Ефремова поставили общественность на уши 08:43Назван типаж женщин, который покорит сердце неприступного Дмитрия Нагиева 06:07Юлианна Караулова все хорошеет: певице исполнилось 36 лет 03:08Как подготовить кожу к беременности: рекомендации эксперта Ткаченко 00:01Был уборщик, а стал звездой: легендарный Бон Джови выдал секрет успеха 20:41Татьяна Буланова спасает погрязшего в долгах мужа 19:36Наплевавшую на свои обязательства Меган Маркл назвали мошенницей 17:48Стало известно о состоянии Елены Летучей после перенесенной операции 17:05Актрису Захарову заподозрили в новой беременности 16:01Ясновидящая закопала совершившую фатальную ошибку Кудрявцеву 14:56Пугачеву заметили с рукой между ног Галкина*: он улыбался 13:33После слухов о разводе Маликов признал неприятную правду 11:47Лицо сжегшего кожу сына Елены Яковлевой сильно изменилось 08:07Тест: отгадайте советский фильм по кадру с женщиной в платочке 06:53Дженнифер Лопес празднует долгожданную продажу элитного пентхауса за 25 миллионов долларов 03:34Джиджи Хадид отмечает 29-летие: разбираем 5 уникальных фэшн-приемов модели 00:22Лучше оставаться дома: Василиса Володина назвала опасные дни в мае 21:46Повлияла Акиньшина? 38-летний Козловский достиг точки невозврата 19:26Виторган внезапно оказался без трусов: вот что потеряла Собчак 15:59Сын Маслякова вышел на связь после новости об уходе ведущего 14:23Угадайте советского актера по прозвищу: сложный тест для знатоков кино СССР 13:45В парке "Яуза" будет создано пять тематических маршрутов – Собянин 11:17Паулс категорически отказался от встреч с уехавшей в Израиль Пугачевой 09:49Старшая дочь Седоковой рассказала, как певица одна кормила семью после разлада с мужем 08:36Успенская потратила на бриллианты ради премии "Шансон года-2024" бешеные деньги: названа сумма 07:23Ленин на ладони: памятники вождю в разных городах России – часть 3 06:05Веселые собаки плескаются в грязи и ломают стереотипы – видео 03:15Психология успеха: как добиться поставленной цели? 00:02Эмоции и здоровье: как их проживать, а не заедать 21:07"При виде крови охватывала гордость": Волочкова совсем себя извела 18:04Джон Леннон и его "Четыре столпа судьбы": тайна гибели музыканта 15:08Гимнастика от Джуны: 16 упражнений звездного экстрасенса СССР 12:18Тест: отгадайте мировых знаменитостей 19 века по кадрам из фильмов 09:08Шесть лет без Нины Дорошиной: вспоминаем лучшие роли советской актрисы 06:05Спорт в российском кино: "Молодежка", "Легенда №17" и другие киноленты 03:10Майские праздники с пользой для здоровья: советы врача 00:09Народный праздник Родион Ледолом: приметы и традиции 21 апреля 21:05Стоит задуматься: 5 книг с поучительным сюжетом 18:02Почему Регина Тодоренко такая красивая: показываем и рассказываем 15:05ТЕСТ: вспомните название фильма СССР по кадру с животным 12:10Мудрость бывших ведущих "Дома-2": советы Бородиной, Собчак и Бузовой 09:06Три "золота" на Олимпиаде и трое детей: Елене Вяльбе исполнилось 56 лет 06:47Принц Уильям вернулся к исполнению обязанностей и пообещал заботиться об онкобольной Кейт Миддлтон 03:34Семья Брюса Уиллиса отметила первый день рождения его внучки 00:17Басте исполнилось 44 года: вспоминаем яркие моменты из жизни музыканта 21:57Жизнь на "до" и "после": Климова сообщила о резком повороте судьбы 18:00Воробьев: Новое здание поликлиники №1 в Лобне откроют в начале следующего года
685
400
true
Дни.ру
1
5
4.7
96
info@dni.ru
+7 (495) 530-13-13
ООО «Дни.ру»
235
35

Жанры интернет-журналистики

72857

Что такое интернет-журналистика? Споры об этом продолжаются все неполные два десятилетия ее существования.

Это четвертый вид СМИ – после печатной прессы, радио и телевидения – или же это новая стадия развития СМИ как таковых, со временем синтезирующая все три предыдущих вида? Стремительное развитие социальных сетей в последнее десятилетие еще больше заостряет вопрос – не наблюдаем ли мы процесс мутации СМИ как таковых, их врастания в новую информационную оболочку, в которой будет жить человек глобального мира – универсальный потребитель? Впрочем, пока еще мы можем говорит о прохождении нами периода, когда просто стираются межвидовые различия между различными медиа – и появляется новый, универсальный их вид.

Понятно, что интернет-журналистика пока еще является просто четвертым видом журналистики как таковой – но со временем она, наряду с тремя другими видами медиа, станет частью новой, образующейся на наших глазах, формы универсального мультимедиа. Причем его главной, базовой частью – потому что сейчас в рамках интернет-журналистики уже происходит часть того синтеза, который выйдет на новый уровень при переходе к мультижурналистике. 

При этом интернет-журналистику можно и нужно рассматривать как продолжение традиционной журналистики – то есть печатной прессы, радио и телевидения. В первую очередь, конечно, печатной прессы – потому что именно ее новой формой развития является интернет-журналистика. При всем огромном и революционном значении интернета для распространения, подачи и восприятия информации, журналистика как таковая имеет свои признаки и качества – и на именно от них отталкивается базируется интернет-журналистика. Порой встречается восприятие Интернета как такового в качестве одного бескрайнего СМИ – но такой подход вообще-то размывает само понятие медиа и уж тем более журналистики. Стоит рассматривать интернет-журналистику как профессиональный вид деятельности в рамках СМИ или индивидуально, со своими формами и жанрами, а не как обозначение для любой деятельности по производству текстов и медиа-контента в интернете. 

Происхождение жанров интернет-журналистики

При том, что понятие жанра играет важнейшую роль в журналистике, сами споры о них давно уже приобрели схоластический оторванный от жизни характер. Пока единственной формой СМИ было печатное издание – журнал или газета – четкое определение жанров еще имело смысл. После массового распространения радио и телевидения жанры печатной прессы ощутили на себе их влияние – ну а после появления интернета наступило время синтеза всего и вся. 

При этом понятно, что основные жанры печатной журналистики перекочевали в интернет-журналистику – и в этом смысле ничего принципиального нового придумать невозможно. Три основных вида жанров – информационный, аналитический и художественно-публицистический никуда не делись. Новостная заметка, репортаж, интервью – это информация. Статья – это аналитика. Очерк или фельетон – это публицистка. Так было до интернета – и в принципе все это сохранилось. Приобретя, естественно, новые формы. И вступив в теснейшую, неразрывную связь с другими жанрами – потому что сама природа интернета подразумевает гипертекстуальность и интерактивность. Любой текст отсылает к другому тексту – заметка к статье, авторская колонка к интервью. Все становится частью одного большого гипертекста – но это не значит, что жанры отмирают. 

При этом все жанры интернет-журналистики имеют три главных качества, отличающие их от досетевой прессы – гипертекстуальность, мультимедийность и интерактивность. Редакция СМИ, конечно, может и не использовать эти возможности – но тогда производимый ею продукт и не будет интернет-журналистикой, то есть останется просто размещенным в сети текстом, фотографией или видео.

Само понятие гипертекста ключевое для понимания журналистского текста в интернете. Говоря просто, это текст, содержащий в себе ссылки на другие тексты, уточняющие, раскрывающие или дополняющие его смысл. Это могут быть как ссылки на материалы этого же издания, так и на внешние источники. С помощью них расширяется контекст публикуемой информации или высказанного мнения – и ознакомление читателя с самим текстом становится лишь первым шагом перед его переходом к другим материалам на данную тему. Это принципиальное отличие интернет-журналистики от обычной – с помощью гиперссылок можно не просто долго удерживать внимание читателя, но и представить ему огромный, несравнимый с самим публикуемым текстом объем информации. Чем мощнее и старше СМИ тем легче ему предоставить читателю больше связанных с темой основного текста материалов. Причем не имеет принципиального значения ни объем, ни жанр самого текста-повода – это может быть и десятистрочная заметка, и большое интервью, и аналитическая статья. Количество ссылок, которые будут вести от них к другим материалам ограничено только чувством меры редактора и наличием на сайте подходящих публикаций.

Мультимедийность также является ключевым признаком практически всех интернет-жанров. Это сочетание нескольких видов подачи информации – текстовой, графический, звуковой, фото и видео – в одном материале. По сути это одно из основных преимуществ интернет-журналистики над тремя предшествующими ей видами – возможность использования всех существующих форматов. Причем их можно сочетать в одном журналистском материале – будь то заметка, репортаж, интервью, аналитическая статья. Понятно, что все пять видов подачи нет смысла использовать в небольшой информационной заметке – но, например, в большом интервью или расследовании они вполне уместны. Есть основной текст интервью, который дополняется или дублируется видео и аудио записью этой же беседы, есть инфографика, иллюстрирующая отельные темы, затронутые в интервью, есть фотографии интервьюируемого, а возможно и главных упоминаемых в беседе личностей. И это самая простая схема – потому что в качестве видео может быть размещено предыдущее интервью с этим же человеком, его выступление на телевидении, а в аудио формате могут быть даны его интервью радиостанциям. Мастерство составления мультмедийного материала проявляется не в механическом дополнении основного текста различными "связанными товарами", а в отборе самого интересного и актуального на момент публикации контента. 

Третье качество – интерактивность. Оно проявляется прежде всего через возможность аудитории откликаться на публикуемые в интернет СМИ материалы, а в некоторых форматах и участвовать в создании контента. Кроме того, интерактивность дает возможность редакции замерять реакцию читателей – а значит и влияет на содержание СМИ. По мере конвергенции соцсетей и СМИ система "лайков" становится все более значимой для оценки качества как журналисткой работы, так и популярности СМИ в целом. Комментарии читателей являются важнейшим элементом вовлечения аудитории, формирования ядра постоянных читателей – при этом понятно, что со временем вся комментаторская активность будет сосредоточена на страницах издания в соцсетях а не на сайте самого издания.   

Интерактивность позволила активно использовать в интернет-журналистике формат голосований и опросов, в досетевую эпоху применяемый в основном в теле– и радиожурналистике. Печатные СМИ, конечно, тоже устраивали опросы и голосования – но они проводились сначала по почте, а позднее по телефону, что не давало быстрой обратной реакции. Телевидение и радио сделали опросы и голосования одним из главных инструментов вовлечения аудитории – и интернет-журналистика быстро переняла этот способ. Выяснить мнение читателей возможно как по отношению к конкретному резонансному событию, так и к точке зрения, причем, естественно, дискуссионной, спорной – и опросы могут быть как частью журналистского материала, так и самостоятельной публикацией. 

Естественно, что все три главных отличительных качества интернет-медиа – гипертекстовость, мультимедийность и интерактивность – оказывают важнейшее влияние на развитие жанров интернет-журналистики, но при этом они именно развивают заложенные в них от их досетевых предшественников фундаментальные качества, а не заменяют и не отменяют их.

Информационный жанр интернет-журналистики

Главная форма этого информационного жанра остается неизменной – это новостная заметка. Никакие технологии не способны заменить ее главный смысл и признаки качества – новость должна быть интересной, эксклюзивной и оперативной. Сочетание всех трех качеств – это идеал, и понятно, что в условиях специализации внутри медиа информационные агентства имеют заведомое преимущество в оперативности и эксклюзивности перед обычными сетевыми СМИ, даже специализирующимися на новостях. В лентах новостей больших интернет-газет львиную долю занимают материалы, основанные на сообщениях информагентств – но это не отменяет потребности в существовании журналиста-новостника, то есть специализирующегося на оценке, выборе, осмыслении и обработке информации. Постоянный поток новостей требует проверки как на достоверность и качество, так и на значимость и релевантность их для конкретного издания – не говоря уже о дальнейшей работе с новостью. Даже в формате новостной ленты публикуемая СМИ информация из агентства может быть так подана, дополнена и осмыслена, что привлечет несравнимо большее внимание чем в случае простой перепечатки сообщения первоисточника. Создание небольшого гипертекста в этом случае способно придать новости новый смысл или даже изменить его на прямо противоположный.    

В интервью, втором важном подвиде информационного жанра, при рассмотрении его интернет-форм также остаются главные определяющие качество признаки – эксклюзивность, оригинальность, оперативность. Интернет формат позволяет сделать интервью более разнообразным – например, через ведение онлайн-беседы интервьюируемого не только с журналистом, но и с читателями. Таким образом он-лайн интервью становится интерактивным – но нужно напомнить, что подобная обратная связь используется и в радио-интервью, когда в студии принимаются звонки от слушателей. Сочетание всех форматов интервью есть и тележанре "прямая линия" – его уже много лет использует в частности Владимир Путин: тут и вопросы, заданные по интернету (их счет идет на миллионы), и по телефону, и от гостей в студии, и телеведущих, и в ходе прямых телемостов с регионами. Понятно, что такое сочетание максимального количества способов контакта с аудиторией могло бы использоваться и жанре онлайн интервью, проводимых СМИ – впрочем, оно стоит дорого, так что понятно, что в обычных обстоятельств у редакции просто таких возможностей.

Серьезные изменения произошли в жанре репортажа – хотя и здесь интернет-репортаж синтезировал уже имевшиеся формы газетного, радио и телерепортажа. Речь в первую очередь идет об онлайн-репортаже – то есть освещении важного резонансного события, будь то чрезвычайная ситуация, выборы, принципиально важные переговоры на высшем уровне или спортивное мероприятие. Онлайны являются одной из самых интересных форм интернет-журналистики – потому что позволяют синтезировать все возможные способы подачи материала. В этом смысле онлайн-репортаж можно считать если и не новым жанром, то самым продвинутым из формирующихся. В нем легко сочетается текстовая, графическая, аудио и видео информация, короткая новостная заметка и аналитика, элементы репортажа с авторской позицией с коротким телеграфным стилем. Онлайн репортаж в интернет СМИ интересней и удобней для читателя чем его телеконкурент – за счет своей интерактивность.

Из художественно-публицистического жанра наибольшее распространение в интернет-журналистике получил формат авторской колонки и блога, который можно отнести к новой форме классического очерка. Авторские мнения публикуется как в отдельной рубрике сетевых СМИ, так и непосредственно на страницах в соцсетях – но провести четкую грань между авторской колонкой журналиста на странице издания и его же постом в блоге невозможно. Объем, стиль, оперативность – все это не принципиальные моменты. Там и там автор выражает свою позицию, поэтому невозможно назвать первое колумнистикой, а второе блогерством. Главное отличие – в месте опубликования текста, но по мере конвергенции соцсетей и СМИ и оно будет становится непринципиальным.

В целом жанры интернет-журналистики развиваются на базе традиционных медиа-жанров – через их частичное взаимопроникновение и ориентацию на интерактивность.   

Все лекции на Academ.media

ДНИ в Telegram

30 сентября 2016, 13:28