Это не просто одежда, это то, чем можно поразить, еще даже не выступив. Удачно сшитый комплект олимпийского обмундирования запоминается публике не хуже фамилий призеров, а порой и лучше. Отчасти благодаря всемирно известным кутюрье, которые берутся за покрой формы.
Началось все с 30-х с их культом спортивной жизни и подтянутого тела. Почти все дизайнеры того времени были вовлечены в создание одежды для физических упражнений. В первых рядах была, кстати, Коко Шанель. Тогда же, в 1936 году, на Олимпиаде в Берлине была впервые предложена единая форма для спортсменов сборной.
Ее выигрышные качества, подчеркивающие единый дух и слаженность команды, не могли остаться незамеченными: единая форма приобрела такую популярность, что после войны официально стала обязательной для всех спортсменов страны.
Более того, с течением времени она разделилась на три линии: парадную (в которой олимпийцы предстают публике перед началом Игр), повседневную (ту, что спортсмены носят во время Олимпиады в свободное от состязаний время) и собственно форму для выступлений.
Лидером среди легендарных поставщиков формы для олимпийцев стала Франция. Там заказ всегда поручался модельерам с именем. В 50-х это был Пьер Карден - он разработал форму французской сборной для летних Игр 1952 года, а в 1960 году это был уже Ив Сен-Лоран со своим дизайном формы для Олимпиады в Риме и Скво-Вэлли.
Что касается нашей страны, то до 1980 года олимпийскую форму у нас разрабатывал Общесоюзный Дом моделей Вячеслава Зайцева. Впоследствии этим стал заниматься Дом моделей спортивной одежды. Шились костюмы до 1988 года в Армении, на Ереванской фабрике, а после перестройки - в Югославии. Для зимних Игр 1994 года в Лиллехамере и для летней Олимпиады в Атланте авторскую парадную линию костюмов создал Валентин Юдашкин. В Америке своим героем мог стать Томми Хилфигер, но предложенный им вариант олимпийской экипировки сочли чересчур эпатажным (он напоминал одеяния хип-хоп-артистов), и заключенный с ним было трехлетний контракт был тут же расторгнут.
Непредсказуемость дизайна олимпийской формы стала, к слову, одним из аргументов в пользу того, чтобы доверить изготовление этой специфической одежды привязанной к спорту компании, а не кутюрье, во избежание недоразумений. Таким образом, в мире установилось два стандарта: в первом случае заказ поступает специализированной компании, во втором - дизайнеру с мировым именем. К последнему прибегают все реже и реже. И то исключительно из-за того, что это показатель престижа страны. Обращение к кутюрье обходится гораздо дороже, чем к фабрике. Следовательно, даже у нас предпочитают обращаться к фирмам.
Первым подобным экспериментом стало соглашение с итальянской фирмой Sarba Srl о поставке олимпийской формы для сборной, участвующей в Играх-2000. Спустя пару лет в Солт-Лейк-Сити в качестве генерального спонсора команды олимпийцев выступила уже компания Bosco di Ciliegi, создавшая 57 (!) предметов спортивной одежды, обуви и аксессуаров в цветах российского флага. В 2004-м для Игр в Афинах Bosco представила совместный с итальянским домом Etro парадный комплект. Коллекция насчитывала 11 предметов и была решена в духе 30-х годов с их спортивной эстетикой и позитивистскими, идеалистичными умонастроениями.
На зимних Олимпийских играх 2006 года в Турине Bosco Sport представили уже ставшую символичной красно-белую форму нашей сборной. Собственно, в эту форму - с теми или иными изменениями - Bosco одевает отечественных олимпийцев и по сей день. ОКР такой расклад вещей вполне устраивает: он отказал и Pierre Cardin, несмотря на то, что компания предлагала на 6 миллионов долларов больше своего красно-белого конкурента, и Miroff-Sport, выбрав "предсказуемого" партнера Bosco Sport. И неважно, что на одежду от Bosco постоянно жаловались и жалуются наши олимпийцы - "предсказуемость" постоянного контрактника, видимо, дороже.
А было бы, конечно, любопытно посмотреть на другие предложения по экипировке нашей олимпийской сборной. Но пока что варианты ограничиваются реальностью и "уткой", запущенной сайтом rbc.ru 1-го апреля, про контракт с Денисом Симачевым. Вот это был бы ход конем. Так и представляются кислотных цветов фуфайки с "отсыпь семак!" древнерусской вязью на груди и штаны с хохломой. Хилфигер со своей хип-хоп-экипировкой отдыхает.