Российская сторона обыгрывает в сирийском конфликте США, действует эффективнее и доказывает, что решение важнейших мировых проблем без нее невозможно, признают сегодня западные СМИ. Москва сумела нанести ощутимый урон инфраструктуре террористов в Сирии, создать хороший задел для перехода сирийской армии в контрнаступление, и в то же время укрепить свои внешнеполитические позиции.
Российская военная операция в Сирии началась 30 сентября 2015 года по запросу сирийского президента Башара Асада. За это время удалось разрушить систему обеспечения террористов ресурсами за счет торговли нефтью. Перекрыты основные пути доставки оружия и боеприпасов боевикам. По данным Министерства обороны России, уничтожено более двух тысяч бандитов, в том числе 17 полевых командиров. Российская авиация разбомбила 209 объектов нефтедобычи, переработки, перекачки топлива, также 2912 средств доставки нефтепродуктов.
Но главное – с помощью российских ВКС удалось отодвинуть террористов от Дамаска. До этого боевики "ИГ*" занимали пригороды сирийской столицы и могли практически беспрепятственно обстреливать правительственные кварталы. Кроме того, предотвращены попытки продвижения противников сирийского режима на такие ключевые города, как Алеппо, Хама. Стратегическое значение имело освобождение древнего города Пальмиры. Сорвано масштабное наступление "ИГ" на город Садад, обеспечена безопасность одной из самых важных в стране автомагистралей Дамаск – Хомс, которая связывает столицу со всей остальной Сирией. Освобожден населенный пункт Шейх-Мискин, где находился крупнейший оплот "Джебхат ан-Нусры".
Благодаря действиям российских ВКС удалось удержаться и урепить свои позиции нынешним сирийским властям. Россия, наряду с Ираном, внесла немаловажный вклад в борьбе с неконструктивной сирийской оппозицией, с исламистами. Важность этой поддержки признают даже на Западе, где раньше надеялись, что Дамаск падет в ближайшем будущем. "Позиции Асада стали гораздо сильнее, чем год назад", – заявил председатель Комитета начальников штабов США генерал Джозеф Данфорд.
И все же, говорить о полной победе не приходится, считает президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. "Политические цели войны, заявленные официально, не достигнуты. Было заявлено о прекращении военных действий до нового (2016-го) года, но они не прекратились. "ИГ" не разгромлено. Это означает, что по критерию военной победы пока нельзя считать ее полноценно успешной", – отмечает эксперт. "Быстрое, решительное поражение боевиков в результате массированного применения ракетно-артиллерийского оружия было бы жизненно необходимо для России. Тем не менее, этого не произошло", – приводит мнение аналитика РИА Новости.
Основная причина – отсутствие полноценного взаимодействия по Сирии с другими вовлеченными в конфликт странами, в первую очередь – с США. За последний год стороны выработали несколько документов о прекращении огня, о возможных путях координации, обмена данными. На последний из них, подписанный 9 сентября в Женеве главами внешнеполитических ведомств двух стран Сергеем Лавровым и Джоном Керри, возлагались особые надежды.
Однако после непродолжительного затишья разразился скандал. Самолеты американской коалиции нанесли удар по сирийским войскам: погибли 83 человека, около ста были ранены. Сразу после воздушной атаки в наступление перешли отряды "ИГ" – удары коалиции фактически поддержали террористов. США заявили об ошибке, однако в Москве такое объяснение назвали сомнительным. И заявили, что уже не в первый раз усилия российских и американских внешнеполитических ведомств и даже договоренности президентов двух стран перечеркиваются нежеланием Пентагона – иногда завуалированным, иногда открытым – сотрудничать с Россией. "Видимо, военные США не слишком слушаются верховного главнокомандующего", – отметил в связи с этим глава российского МИДа Сергей Лавров.
Тем не менее, присутствие в Сирии, безусловно, укрепляет общие позиции России, – уверен председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов. Он подчеркнул: подтверждена давняя истина, что военная сила является решающим инструментом любого государства. Способность и готовность ее применять, безусловно, заставляют гораздо более внимательно относиться к тому, кто ее применяе – и, соответственно, повышают роль державы.
* Организация запрещена на территории РФ