"Эпатажный шоумен", "строительный магнат и миллиардер" – так продолжают называть Дональда Трампа в СМИ. Хотя уже можно называть его и политиком, и даже кандидатом в президенты. Ведь по итогам праймериз в оппонентах у Трампа числится только демократ Хиллари Клинтон.
Правда, о вышеперечисленных эпитетах забывать тоже не рекомендуется. Они, пусть косвенно, говорят о "суперспособностях" кандидата, которые позволили ему оставить с носом недоброжелателей-однопартийцев: те с самого начала президентской гонки громогласно заверяли американский народ, что Трамп "сдуется" уже на первых этапах праймериз. Недооценили, однако.
И ведь бывший шоумен в самом деле оставил их, буквально, в дураках. Еще в марте газета The New York Times подсчитала: если бы Трамп оплачивал все эфирное время, которое ему уделили основные телеканалы, его штабу пришлось бы выложить около двух миллиардов долларов. А в действительности он потратил на агитацию по ТВ всего десять миллионов – в восемь раз меньше, чем кандидат от республиканского истеблишмента Джеб Буш, и в пять раз меньше, чем Марко Рубио. При этом на Трампа пришлось 62% всего эфирного времени и 54% всех газетных материалов, посвященных гонке среди республиканцев. Вот так сработали навыки "эпатажного шоумена" и успешного предпринимателя. Оскорбления и нападки на оппонентов, шокирующие заявления и даже порой хамство – и ты в новостных программах телеканалов и на первых страницах таблоидов. А для СМИ бизнес – прежде всего. Как признал руководитель телеканала CBS Лесли Мунвес: "Может быть, заявления Трампа не хороши для Америки, но это чертовски хорошо для CBS. Деньги продолжают течь".
Миллиардер в своей победе не сомневается. Он встретился со спикером сената, республиканцем Полом Райаном, поговорил о необходимости единства в партийных рядах перед лицом демократической угрозы. И даже с ветераном внешнеполитического ведомства США Генри Киссинджером успел побеседовать.
И все же республиканский истеблишмент не смирился. Хотя им приходится признавать очевидное (альтернативы Трампу в партийных рядах не осталось, как бы лихорадочно ее ни искали), но ловушку для возмутителя спокойствия они все же готовят. Как заявлял эксперт по регламенту работы партии, член правового отделения Национального комитета Керли Хогланд, согласно действующему правилу, кандидата избирает сама партия, а не народ. А все праймериз и кокусы – лишь "конкурс красоты". Так что сторонники Трампа обоснованно опасаются, что на съезде партии, который пройдет во второй половине июля в Кливленде, истеблишмент попытается устроить "дворцовый переворот", лишив магната заслуженной победы и выдвинув от партии своего назначенца.
В то же время большинство экспертов и сам Национальный комитет эту версию отвергают. "Каждый член комитета может толковать наши правила по-своему. Но нынешний распорядок четко указывает, что выборщики должны голосовать так, как их уполномочило на то население штата", – подчеркнула в интервью The Washington Post пресс-секретарь комитета Эллисон Мур.
Немного истории. Кандидаты в президенты США официально выдвигаются обеими ведущими партиями страны на номинационных съездах. На практике они, как правило, становятся известны уже по итогам первичных выборов, поскольку успевают заручиться поддержкой нужного числа делегатов. Республиканская партия в последний раз проводила номинационный съезд без заведомого фаворита (это еще называют брокерским съездом) в 1976 году. Тогда действующий президент страны Джеральд Форд сумел отразить мощную атаку Рональда Рейгана и был номинирован на переизбрание. Произошло это в результате сложных внутрипартийных интриг и разборок на съезде, усиливших разброд и шатания среди республиканцев. Итог для республиканцев оказался печальным: Форд проиграл на всеобщих выборах малоизвестному в то время Джимми Картеру.
Другая "мина", заложенная на пути Трампа к президентству, – финансовая. Миллиардера категорически отказываются поддерживать так называемые Комитеты политических действий. В одном из крупнейших – "Американ Кроссроудз" – заявили, что не будут финансировать предвыборные ролики для Трампа. Практически на нуле и поддержка банкиров с Уолл-стрит. После побед Трампа в ключевых штатах их финансовая помощь республиканцам сократилась в десятки раз. По подсчетам Bloomberg, в 2015 году она составляла 1 миллион 800 тысяч. А с начала 2016-го – всего около 50 тысяч долларов. Хотя, как видим, с финансовыми ловушками кандидат пока расправляется с легкостью.
Ну и демократы решили не ограничиваться обычной выборной борьбой: они открыли против Трампа "второй фронт". Сопернику Клинтон Берни Сандерсу, фактически выбывшему из гонки, предложили сплотить своих сторонников под лозунгом "Кто угодно, только не Трамп". Избирателям внушают, что, избавляя Америку от Трампа, они избавляют ее чуть ли не от фашизма. Правда, по мнению эксперта, истинные причины скрываются. На самом деле демократы не без основания опасаются, что после выхода Сандерса из гонки, его электорат утечет к кандидату от республиканцев. Дело в том, что только Сандерс и Трамп представляют альтернативу набившей оскомину американскому избирателю системе. И даже Дональд Трамп, несмотря на свою скандальность (или как раз благодаря ей), сегодня ближе среднему американцу-демократу, чем Хиллари Клинтон. Как и Трамп, Сандерс привлек к участию в политическом процессе миллионы людей, раньше выборами вообще не интересовавшихся. И если после поражения своего кумира в битве с Клинтон они переметнутся на сторону Трампа, это может стать большой проблемой для демократов, считают эксперты издания Politico.
Ситуацию емко охарактеризовал бывший спикер палаты представителей США Джон Бейнер. По его словам, Трамп – будущий кандидат республиканцев, нравится это кому-то или нет. Всем тем, кто полагает, будто Дональд Трамп не сможет одержать победу на выборах, стоит лишь подождать и посмотреть.