Каждый житель Приднестровья хорошо знает, какой важный вклад сделала Россия в становление республики – именно она остановила кровопролитие во время вооруженного конфликта в 1992 году и на протяжении 23 лет поддерживает хрупкий мир. Серьезные политики и простые жители связывают все надежды на благополучное будущее региона с Россией, поэтому в праздничные дни города украшают не только приднестровские, но и российские флаги.
На этом фоне было бы логично увидеть тесные экономические связи между Россией и Приднестровьем, однако на самой пророссийски настроенной в Европе территории на удивление мало следов присутствия российского бизнеса. При этом предприниматели из России не чураются развивать другие свои зарубежные филиалы.
Так, российские заправки ЛУКОЙЛ можно встретить уже выехав из Приднестровья, на территории Молдовы, которая, к слову, считается враждебным России государством. Работает сеть российских заправок и на Украине, и даже в Румынии, где русофобия, как отмечают эксперты, стала одним из направлений государственной идеологии.
Нет в Приднестровье и российских торговых сетей, нет филиалов Сбербанка или любого другого российского банка. Жители республики ждут прихода на рынок альтернативного оператора сотовой связи, но и тут не видят активности из России. При этом в других странах, менее расположенных к взаимодействию с Москвой в политическом плане, российские инвестиции являются обычным делом.
Было бы неправильно предполагать, что такая ситуация сложилась из-за нежелания российских предпринимателей занимать новый рынок, все дело в конфликте интересов, который произойдет, как только любой крупный игрок попытается прийти в Приднестровье. Корпорация "Шериф", привыкшая быть монополистом во многих отраслях в республики, болезненно воспринимает любую возможность конкуренции.
Подъем этой компании напрямую связан с предыдущим руководством Приднестровской республики – прежним лидером Игорем Смирновым и его семьей. В этом сила этой корпорации – у "Шерифа" есть множество рычагов влияния, таких как "карманный" Верховный Совет. Но в этом же и ее слабость – любой, даже самой незначительной и аккуратной конкуренции монополист просто не выдержит.
"Шериф" содержит сеть заправочных станций и может диктовать собственную цену на бензин, диктует он и цены на продукты, поскольку торговые сети в стране также принадлежат этой компании. Не выдержат конкуренции российским банками и принадлежащие "Шерифу" кредитные учреждения. Катастрофой для него станет и приход в страну нового сотового оператора, поскольку сейчас, находясь на этом рынке в одиночестве, компания может позволить себе задирать цену и не заботиться о качестве услуг.
Приднестровье для "Шерифа" – всего лишь территория, из которой компания выжимает сверхприбыли, отмечают эксперты. И поэтому корпорация не потерпит никакой конкуренции, сопротивляясь ей всеми официальными и неофициальными методами. Проблема монополии "Шерифа" напрямую отражается на уровне жизни простых приднестровцев и уже перестала быть чисто экономической.
Российские инвестиции в слабую экономику Приднестровья – вопрос большой политики, поэтому президент Приднестровья Евгений Шевчук, в последнее время неоднократно выступал с жесткими заявлениями о необходимости положить конец безграничному влиянию на Приднестровье олигархических кругов. Это – сигнал о том, что республика, заинтересованная в российской экономической поддержке и инвестициях, больше не будет мириться с ситуацией, когда вопросы инвестиционного климата для дружественных стран будут регулировать монополисты.