До настоящего времени в РФ правовой статус аэропорта законодательно не определен. Действующий Воздушный кодекс РФ регулирует лишь наиболее общие основы деятельности аэропортов, а временное Положение об аэропортах, утвержденное еще в 1995 г., не отражает современной действительности. Отсутствие статуса закона у данного Положения не позволяет применять заложенные в нем нормы права, поскольку его нормы имеют меньшую юридическую силу, нежели законы общего регулирования. Неопределенность статуса аэропорта, как главного исполнителя (оператора) по предоставлению полного комплекса аэропортовых услуг, приводит к созданию базовыми авиакомпаниями параллельных структур. Декларируемое временным положением об аэропортах право на получение концессионных платежей (роялти) с организаций, оказывающих на территории аэропорта услуги, отнесенные к аэропортовым видам деятельности, практически не реализуемо, поскольку действующее гражданское законодательство РФ не предоставляет аэропортам никаких серьезных гарантий в случае отказа такой организации от заключения договора. ОАО "Аэропорт Толмачево" - пятый по значимости аэропорт России. Существуют все предпосылки создания на его базе крупнейшего мультимодального транспортного узла - грузового хаба на направлениях Европа –Азия – Северная Америка. Логистические компании в рамках мультимодального хаба обеспечат предоставление новых высококачественных услуг по транспортировке грузов, что позволит открыть новые грузовые рынки в Западно-Сибирском регионе. Кроме того, аэропорт "Толмачево" планирует в 2007 году стать первым в России авиаузлом, где будет вторая взлетно-посадочная полоса, расположенная к первой под углом 90 градусов. Игорь Левитин, министр транспорта РФ, пообещал ускорить строительство второй полосы и закончить ее за 2 года. "Вместе с тем, - отметил министр, - возникнет потребность в строительстве нового терминала, а государство на это деньги выделить не сможет". Для такого проекта нужны серьезные вложения, а привлечь инвесторов можно только одним способом - государство должно продать контрольный пакет акций "Толмачево". Сам министр считает, что чем скорее это будет сделано, тем лучше, поэтому он будет способствовать выводу аэропорта из списка стратегических объектов государства. Возможно, продажа пройдет уже в этом году. При таком раскладе еще через три года в Толмачево появится новый пассажирский терминал. Игорь Левитин придает большое значение вопросу развития аэропорта "Толмачево" и считает, что правовая база воздушного транспорта практически не отрегулирована. Это дает основания, что законодательные предложения А. Лобкина по развитию деятельности аэропортов будут рассмотрены в Госдуме РФ. Реальность дел в гражданской авиации давно требует изменений в законодательстве, и если изменения, наконец, произойдут, то это, несомненно, придаст мощный импульс для развития гражданской авиации, повысит инвестиционную привлекательность аэропортов России и станет одним из элементов выполнения президентской задачи по удвоению ВПП к 2010 году.