Российский авиапром пытаются вывести из застоя уже около пяти лет. Особенно горячие споры разгораются перед принятием бюджета РФ. Бюджет-2005 также не стал исключением. Руководители лизинговых компаний, занимающихся продажей российских лайнеров, ругают авиаперевозчиков, стремящихся покупать подержанные иностранные лайнеры и требуют от правительства денег на поддержку российского авиапрома. В свою очередь перевозчики уверяют, что рады бы покупать наши самолеты, но их просто нет. Правительство, в лице Министерства экономического развития через суд требует от "Трансаэро" вернуть таможенные недоимки за предоставленные льготы за покупки иностранных лайнеров. А "Аэрофлот" снова просит у правительства таможенные льготы на ввоз подержанных зарубежных лайнеров.
Новейшая история войны между российским авиапромом и авиаперевозчиками началась с визита российского премьер-министра Михаила Фрадкова на Воронежский авиазавод (ВАСО) 24 июня. На совещании на ВАСО руководители двух лизинговых компаний "Ильюшин Финанс Ко" и "Финансовой лизинговой компании" предложили правительству Фрадкова вариант возрождения. Государству предлагается заказать выпуск 140 самолетов: 15 Ил-96, 40 Ту-204, 50 Ту-334 и Ан-148, а также несколько десятков самолетов для местных линий. Всего 140 лайнеров до 2008 года. Для их заказа лизинговым компаниям нужно всего 3,2 миллиарда долларов. При этом от государства необходимо только выделить за три года всего 900 миллионов долларов инвестиций и 1,5 миллиарда долларов на увеличение уставного фонда лизинговых компаний – остальные деньги авиаторы собираются привлечь у банков. Авиаторы заверили, что в качестве налогов бюджет получит доход 5,1 миллиардов долларов, а в 2008 году авиапром выходит на самофинансирование. Свою позицию авиапроизводители обосновывали тем, что в 2006 году российские авиакомпании будут испытывать сильную потребность в новых самолетах – около двухсот машин, а так как производство самолетов процесс долгий, то его надо начинать уже сейчас. В федеральном бюджете 2005 года Фрадкова попросили заложить 350 миллионов долларов на увеличение капитализации лизинговых фирм.
Михаил Фрадков проникся инициативой авиаторов и сразу дал указания Минфину изыскать необходимые деньги и внести их в бюджет 2005 года. Правда точную сумму, которую выделит правительство лизинговым компаниям в следующем году он не назвал. Вообще надо сказать, что со времен премьер-министра Виктора Черномырдина все российские премьеры (кроме Михаила Касьянова) прилетали на воронежский авиазавод и "проникались" проблемами российского авиапрома. И все премьеры заверяли о своей поддержке, но денег не выделялось и заказов на самолеты не было. А Черномырдина, Примкова, Степашина и Кириенко, сразу после визитов на ВАСО отправляли в отставку. Из-за этого на самом заводе сложилось мнение, что если министр посетил предприятие, значит скоро снимут.
Через два месяца, после визита Фрадкова в Воронеж, гендиректор "Ильюшин Финанс Ко" Александр Рубцов (занимается лизингом российских самолетов) 23 августа дал полосное интервью газете "Ведомости". Кстати, именно в этот день правительство рассматривало окончательный вариант проекта российского бюджета перед отправкой его в Госдуму. В интервью Александр Рубцов обвинил российские авиакомпании – "Аэрофлот" и "Трансаэро" в том, что они отказываются брать в лизинг российские самолеты, а предпочитают покупать подержанные Боинги и Эйрбасы. Покупать российские авиалайнеры "Аэрофлот" и "Трансаэро" должны согласно соглашению с российским правительством в 1999 году. Тогда решением властей эти компании на пять лет были освобождены от таможенных пошлин и НДС при покупке иностранных авиалайнеров. Взамен этого авиакомпании должны были купить несколько отечественных судов. "Аэрофлот" подписал соглашение на покупку шести Ил-96-300, а "Трансаэро" - на покупку десяти Ту-204-300. В итоге ни "Аэрофлот", ни "Трансаэро" до сих пор не забрали свои лайнеры. Это серьезно озаботило Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ), которое 28 июня подало иск в арбитраж и потребовало от "Трансаэро" вернуть налоговые льготы - порядка 100-300 миллионов долларов. К "Аэрофлоту" аналогичный иск пока не предъявлен, так как он, в отличие от "Трансаэро", все-таки эксплуатирует российские суда, доставшиеся ему еще со времен СССР.
В комментарии сложившейся ситуации руководитель PR-департамента "Трансаэро" Сергей Быхал сказал корреспонденту Дней.Ру, что никаких денег МЭРТ от авиакомпании не требует. "В исковом заявлении требование только одно – расторгнуть соглашение между нами и Илюшин Финанс, которые обещали нам построить эти самолеты", - сказал Быхал. Он заверил, что руководство авиакомпании против расторжения этого соглашения. "Мы готовы купить десять Ту-204, но нам их просто не предложили, их на заводе еще нет. Как мы можем купить то, чего нет?". А пока самолетов нет, 23 августа авиакомпания "Трансаэро" подписала соглашение с египетской компанией "Сирокко" о приобретении в лизинг трех воздушных судов Ту-204, эксплуатируемых в настоящее время компанией "Каиро авиэйшн". Поставка первого воздушного судна состоится в октябре нынешнего года. Комментируя эту сделку, Быхал сказал Дням.ру, что это показывает, что "мы не против эксплуатировать российские суда".
Начальник управления по работе со СМИ лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) Андрей Липовецкий сказал "Дням.Ру", что руководители "Трансаэро" лукавят. "Да действительно, соглашение 99-го года, когда мы обещали поставить "Трансаэро" десять Ту-204, не было выполнено. Но виновато правительство, которое не выделило деньги и завод не смог построить самолеты. Поэтому это соглашение мы расторгли и в 2001 году заключили новое – по нему "Трансаэро" должны взять в лизинг четыре лайнера Ту-204. Вот эти самолеты были построены, но акционеры "Трансаэро" всячески затягивали завершение сделки". В итоге, по словам Липовецкого, ИФК продало эти самолеты авиакомпаниям "Красэйр" и "Владивосток-Авиа".
В "Ильюшин Финанс Ко" уверены, что "Аэрофлот" и "Трансаэро" намеренно затягивают процесс покупки российских самолетов. Этим самым они сбивают цены. К примеру, лизинговая ставка семилетнего Боинга составляет 250-300 тысяч долларов, а нового Ила – 300-350 тысяч. При этом Боинг окупается за 7-10 лет, а Ил – за 12-15. Тем временем, в декабре заканчивается действие таможенных льгот для "Аэрофлота" и "Трансаэро". И руководство "Аэрофлота" попросило правительство продлить авиакомпании срок действия льгот. (Об аналогичной просьбе "Трансаэро" пока не известно.)
В общем, авиакомпании и авиапроизводители пока солидарны только в одном – они ждут решения правительства. Только решения ждут разные: авиапроизводители – что правительство им выделит денег, как обещал Фрадков, а авиакомпании – что снова предоставят льготы и тогда опять можно будет покупать беспошлинно иностранные лайнеры. По поводу предоставления льгот – процесс пока в стадии рассмотрения и неизвестно, когда по нему примут окончательное решение. Также неизвестно и сколько денег выделит правительство лизинговым компаниям. "Вроде 200 миллионов долларов, но там постоянно что-то меняется", - сказали в "Илюшин Финанс Ко".