Лидер группы "Мумий Тролль" Илья Лагутенко, отвечая на вопрос, какие российские группы он считает самыми перспективными, заметил: "Программа фестиваля V-Rox отчасти и есть подборка моих музыкальных впечатлений за последнее время". Дни.Ру открывают спецпроект, посвященный рок-фестивалю Vladivostok Rocks. Каждый день мы будем рассказывать о молодых, но очень талантливых группах, которым в будущем и придется нести знамя отечественной музыки. Сегодня мы представляем вам владивостокскую группу So What? Портрет музыкантов в юности Организаторы V-Rox: "So What? – рок-группа города Владивостока, совмещающая в своей музыке такие стили, как alternative rock, rapcore, dubstep, grange. На счету у группы несколько ЕР-альбомов, множество синглов, три видеоклипа, сотни концертов по Приморскому и Хабаровскому краю, участие в международных музыкальных фестивалях V-Rox (Владивосток) и Zandari Festa (Сеул, Южная Корея)". "Владивостокская сцена вполне может утереть нос Западной России" Дни.Ру побеседовали с гитаристом группы Александром Родионовым и басистом Алексеем Куликовым и узнали, почему музыканты не собираются искать счастья и успеха в Москве и смотрят на Восток. Как появилось название вашей группы? Алексей, басист: Оно появилось из часто употребляемой фразы в лексиконе группы: это обыденное "и че?" Ведь серьезно, этот оборот каждый день можно услышать десятки раз от каждого человека. А при переводе вышло "so what?": легко запомнить название, и звучит хлестко (смеется). Как бы вы определили ваш стиль? Алексей, басист: Во все времена основой стиля был рэпкор. Наше взросление пришлось на расцвет этого стиля. Достаточно вспомнить Limp Bizkit, Linkin Park, P.O.D., Papa Roach, Rage Against the Machine – этот список можно продолжать долго. Другой причиной послужило то, что в первоначальном составе группы не было вокалиста, который действительно умел бы петь. Это тоже наложило свой отпечаток на стиль. Сейчас это некий sowhat-core. Я имею в виду, что нет определенных рамок стиля. Мы можем писать какие угодно песни в любых жанрах. И учитывая, что у нас семь человек в группе, где у каждого свои вкусы и взгляды, это тоже добавляет разноплановости. Так что, возвращаясь к нашему названию, "И что? Мы можем играть все, что захотим". Александр, гитарист: Альтернативный рок – пожалуй, самое верное. Мы стараемся смешивать в нашей музыке элементы разных стилей и жанров, чтобы в итоге создать что-то свое, уникальное. Какие группы и писатели повлияли на ваш музыкальный стиль и тематику сильнее всего? Александр, гитарист: Так как в написании песен задействована практически вся группа, то список может оказаться довольно внушительным и разнообразным: все любят разную музыку. Тут могут быть и Incubus, и Scorpions, и Prodigy, и Slipknot, и многие другие. Алексей, басист: Упомянутые в предыдущем вопросе группы. Они были основой. Где-то что-то услышал – и захотелось сделать что-то подобное. А сейчас это, скорее, личный опыт, личные эмоции и переживания. В российском роке было направление питерского, московского, уральского рока. А владивостокский появился или нет? Александр, гитарист: Думаю, он только формируется. Алексей, басист: Я хочу верить, что он есть. Ведь Москва, Петербург находятся от нас на действительно огромном расстоянии и не влияли на местную сцену. Можно сказать, что у нас тут своя уникальная атмосфера. И радует, что в последние несколько лет на западе России чаще слышны названия наших местных групп. И если раньше это вызывало сомнения и оттенок иронии (многие сомневались в качестве местных групп), то сейчас это вполне сформировавшиеся коллективы, которым есть, что сказать. Наша, если можно сказать, периферия, находится под влиянием других взглядов, стран (я имею в виду близость к Азии). Здесь есть уникальные коллективы, которых не встретить нигде в России. И я вижу, что владивостокская сцена вполне может утереть нос Западной России. Многие музыканты добиваются успеха только после переезда из регионов в Москву или Петербург. У вас не было мыслей перебраться в Западную Россию, ближе к столице? Алексей, басист: Мысли возникали, конечно. У нас уже был опыт выступлений в Москве. Но ощущения того, что там можно достичь вершин, у меня не возникло. Напротив: чувствуешь себя одним из многих, и становится неважно, насколько ты уникален. Нам следует понять, что у нас под боком – огромный азиатский рынок¸ и там я вижу куда большие перспективы. Александр, гитарист: Соображения были, но мы смотрели на многих наших коллег по цеху, которые отправились за счастьем и вернулись ни с чем, и эта идея отмерла. Зачем Москва, когда нам ближе и интереснее поехать в Сеул, Токио или Пекин? Тем более, мы поем на английском. А не было мыслей уехать за границу: в Китай, Корею, Японию? Алексей, басист: Перебраться пока не было мыслей, но обосноваться там как востребованный коллектив – да. Это является одной из главных задач группы на данный момент. Как проходил отбор на V-Rox, как вы попали на фестиваль? Кто вас заметил и предложил выступить? Алексей, басист: Мы просто подали заявку, и нас пригласили выступить, поэтому я не могу сказать, кто нас заметил и одобрил. Вы сталкивались с цензурой в своем творчестве? Алексей, басист: Ни разу. Конечно, в отдельных текстах песен есть нецензурная речь. Но мы стараемся ее употреблять максимально гармонично. Да и недавние запреты распространяются на русскоязычный материал, насколько я знаю. Александр, гитарист: Прежде всего, у нас самоцензура: мы делаем то, что нравится именно нам. А нас семь человек, достаточно разных – думаю, это хорошая комиссия по оценке материала. В России сложилась независимая индепендент-сцена, или нет? Алексей, басист: Думаю, сложилась. Все чаще можно услышать новости о российских группах, дающих концерты дальше стран бывшего СНГ. И это говорит о признании отечественных групп, об их обособленности, а не пустых подражателей американо-европейским группам. Александр, гитарист: А я думаю, что нет. Она еще формируется. Хотя, где Владивосток, а где Россия? Мне кажется, у нас и на западе страны все по-разному. Как вы относитесь к скачиванию музыки из Интернета? Александр, гитарист: А что плохого в этом? Другое дело, что скачивают бесплатно, – это не есть хорошо. Но у нас пока отсутствуют хорошие интернет-магазины цифрового контента, поэтому все пытаются урвать бесплатно. Алексей, басист: Для независимого артиста Интернет является главной рекламной площадкой, и они осознанно идут на затраты, чтобы заявить о себе миру, даже без возможности получить прибыль. Но уже сейчас можно отбивать затраченные финансы благодаря появляющимся ресурсам цифровой дистрибуции. Даже неизвестная группа может продавать свои записи хотя бы на iTunes. В последнее время я все больше покупаю музыку через тот же iTunes, и не только больших звезд, но и местных ребят. Если мне нравится то, что они делают, не вижу причин отказать им в поддержке. Вы можете назвать топ-5 самых важных альбомов для российской музыки за последние десять лет? Александр, гитарист: Нет, не могу. Вообще, чтобы зацепил и повлиял целый альбом – такого не встречал в российской музыке. Из мейнстрима цепляет и интересными идеями, и текстами Noize МС, в остальном прорывов в российской музыке для себя не замечал. Алексей, басист: Дельфин "Звезда", 5diez "Пандемия", The Korea – "Колесница богов", Jane Air – Weekend warriors, Noize MC – любой из его альбомов. Какие советы вы дали бы начинающим музыкантам? Что можно делать, а чего делать не стоит? Александр, гитарист: Делать то, что нравится, не оглядываясь ни на СМИ, ни на изменчивые вкусы. Лишь делая то, что тебе нравится, можно добиться успеха, но делать это надо качественно. Алексей, басист: Один из главных советов каждому музыканту (а именно, гитаристам, басистам) – купить тюнеры! Серьезно и без шуток. Он должен быть у каждого. И не забывать проверять строй на этом тюнере, чтобы он не просто лежал, а выполнял свою прямую функцию. А еще: учиться слушать и слышать друг друга, быть коллективом и вместе принимать решения и строить планы, работать над качеством и уровнем игры и материала, быть смелым. Зачастую игра стоит свеч.