Где-то мы это уже видели: простую истину о том, что старики - это последняя инстанция справедливости в прогнившем обществе, до Клинта Иствуда высказал в "Ворошиловском стрелке" режиссер Станислав Говорухин. Что новенького: если человек и вправе поставить на кон чью-то жизнь, то только свою собственную, утверждает Клинт Иствуд. Фильмы из этой серии: "Ворошиловский стрелок" режиссера Станислава Говорухина, "Посетитель" режиссера Томаса МакКарти, "В долине Эла" режиссера Пола Хаггиса. Клинт Иствуд в свои 78 лет одной рукой убирает с дороги добрые три четверти тех, кто мнит себя режиссером под кинематографическим небосклоном. Снятый за 33 миллиона долларов, его "Гран Торино" собрал по миру 227 986 608 долларов - и это без спецэффектов, с одним известным актером (собственно, самим собой) на всю картину. Выход фильма в России случился спустя четыре месяца после старта в США, и за это время кино изрядно поистаскали по торрентам. Между тем это едва ли не единственная картина за год, которой следует нести дань в кинозалы. Если Клинт Иствуд и правда сказал фильмом "Гран Торино" свое последнее актерское слово, то этим финальным выходом в кадр он ответил на вечный вопрос "От чего люди не летают как птицы?" Оттого, что они умирают раньше, чем начинают жить. "Гран Торино" выходит рефреном не только говорухинскому "Ворошиловскому стрелку" с его бескомпромиссной трактовкой боя, в который идут одни старики, но и картине "Посетитель" режиссера Томаса МакКарти, участнику последнего Московского международного кинофестиваля. Клинт Иствуд также рассказывает историю о человеке-призраке, чья жизнь закончилась со смертью жены. По стечению обстоятельств, созвучны даже имена главных героев - Уолт и Уолтер. И тот, и другой пробуждаются к жизни через проникновение в нее чужеземцев, а в финале вынуждены признать: это не пришельцы из-за океана вторглись в их неприкасаемое пространство, это они, опустошенные и жалкие, нависли над ними тенью незваных гостей. Маккарти и Иствуд, утверждая, что только неравнодушием возможно остановить летящий под откос мир, даже и не пытаются выйти на хэппи-энд. Скоропостижной смерти души если и можно избежать, то по самой высокой цене - собственной жизни. Тот мир, в котором его герой Уолт прожил всю свою жизнь, уже не существует. Ковальски оказался чужаком на собственной территории, с которой его гонят в глаза и за глаза, а то и прямо на тот свет, но он, кашляя кровью и хватаясь за спину, раз за разом выпрямляется во весь рост - что те динозавры технического прогресса, которые, заржавев и покорежившись, все еще дают фору по выносливости любому чуду техники XXI века. Списанный всеми - государством, родными, соседями - с "производства", он, как и его "Гран Торино", прежде всего редкий экземпляр, в случае Ковальски - человечества. Просто потому, что, несмотря на подорванное здоровье, крайне скверный характер и общую нелюдимость, будучи одной ногой на том свете, Уолт знает, что убить человека - это все равно что умереть самому. Клинт Иствуд, может быть, единственный режиссер на планете, который, имея под рукой все средства для раскрашивания картины спецэффектами, выбирает самый эффективный из них - не врать. Это фильм о том, как умирающий старик сам избрал себе день и час ухода в мир иной. Он и о том, что в мире нет справедливости, а Бог лишь тому судья, кто не остается равнодушным. Еще и том, что человек ничего не должен безучастным к его судьбе, даже если речь идет о его семье. Каждый выбирает свой путь и каждый в финале имеет дело с собственными неоплаченными счетами. Это фильм о дружбе и любви. И – да - это фильм о том, что если ты подставляешь голову под пули, то принимать их нужно не в затылок.