Российский филиал Благотворительного фонда "Чаритиз Эйд Фаундейшн" (CAF) в рамках программы "Благо.ру" помогает решать социальные проблемы, существующие в современной России. Сборы проекта на первый взгляд могут показаться небольшими - 179 700 рублей за 2008 год, однако когда речь идет о точечной скорой помощи практически в любой сфере, от детей-сирот до закупки кормов для животных, - это драгоценные капли жизни в море людских бедствий. Специально для проекта "Россия благотворительная" директор по развитию и консультированию CAF Анастасия Акрамовская рассказала Дням.Ру, почему благотворительность можно считать антидепрессантом и кому бы хотела помогать последняя девушка Джеймса Бонда Ольга Куриленко.
- Вы позиционируете проект "Благо.ру" как справочно-информационный ресурс. Что это значит?
- Идея программы появилась в 2005 году и заключалась в том, что в Интернете не было систематизированной информации по благотворительности и некоммерческим организациям. То есть если человеку нужна помощь и он хочет получить ее у некоммерческих организаций - например, родителям, у которых ребенок инвалид, необходимо получить консультацию у психолога, - он на тот момент не смог бы найти целенаправленного ресурса, который бы содержал информацию о том, как и где это сделать. В рамках программы "Благо.ру" представлен справочник по разным тематикам по некоммерческим организациям. Позже мы присоединили к этому ресурсу еще и сервис совершения пожертвований, и в 2008 году он заработал. Сейчас это становится еще более актуальным, поскольку в пору кризиса частные пожертвования становятся важным источником финансирования их деятельности.
- Как вы отбираете тех, кто попадает в программу?
- Для того чтобы стать участником программы, организация должна подать заявление, в котором даются базовые данные: цели, чем занимается, какая помощь ей нужна, на что будут потрачены эти средства. Также мы просим копии учредительных документов - устав, свидетельство о регистрации, документы, подтверждающие постановку на налоговый учет, с тем чтобы проверить и провести юридическую экспертизу самой организации, что она действительно существует и занимается теми направлениями деятельности, которые предусмотрены ее учредительными документами. Еще мы просим двухстраничную информацию о деятельности организации - на основе этого принимается решение о включении в программу. После этого с организациями заключается договор об участии в программе, по которой CAF обязуется полученные от жертвователей средства перечислять в некоммерческую организацию, а некоммерческая организация - с определенной периодичностью отчитываться о том, куда эти пожертвования были направлены. И эти отчеты публикуются на сайте.
- Какими видами благотворительной деятельности занимаются российские некоммерческие организации?
- Направления деятельности очень разные. В настоящий момент наибольшей популярностью среди тех, кто готов совершить пожертвование, естественно, пользуются детские организации: дети в сложной ситуации, дети-сироты, дети, которым нужна помощь в оплате лечения. Хотя есть примеры, когда совершают пожертвования и организациям, которые работают с животными, и организациям, которые работают с пожилыми, и организациям, которые помогают инвалидам.
- А кто эти люди, которые жертвуют свои средства?
- Смысл сервиса - простота пожертвований, прозрачность и возможность получить отчет о том, куда деньги пошли. Мы не заставляем жертвователей заполнять большие анкеты о себе, хотя думаем о том, как их лучше понять, чтобы предоставлять максимально отвечающие их требованиям услуги. Тем не менее вот то, что мы о них знаем: в равной мере представлены как женщины, так и мужчины, при этом 67 процентов предпочитают оставаться анонимными. Это традиционно для России, хотя за рубежом ситуация не такая: там люди склонны об этом рассказывать, чтобы вовлекать в благотворительность других. Нам бы, конечно, тоже хотелось над этим поработать.
- Какую сумму нашим гражданам проще всего пожертвовать?
- В основном в интервале от 100 до 500 рублей. Следующие по популярности - от 500 до 1000. В декабре мы проводили акцию "Доброе дело в подарок", в которой вместо сувенира на Новый год предлагали сделать пожертвование в пользу некоммерческой организации. И у нас были пожертвования вплоть до 10 000 рублей. Мы собрали в рамках этой акции порядка 90 000, что неплохо, учитывая, что это пожертвования в пользу некоммерческих организаций. Есть определенные интернет-ресурсы, которые также предоставляют возможность совершить пожертвование на сайте, но на лечение конкретного ребенка. У них большие обороты, но обычно считается, что решения о помощи конкретному ребенку принимаются проще. В этом смысле у нас ресурс уникальный, мы ставим перед собой непростые задачи.
- Довольно сложно объяснить обывателю, что такое некоммерческая организация. Что вы делаете для преодоления барьера непонимания адресности помощи?
- На сайте у нас есть несколько разделов, которые направлены на просвещение. У нас о каждой некоммерческой организации размещается история: как была создана и чем занимается. Помимо этого, у нас есть такая рубрика "Человек из НКО", в которой мы рассказываем о тех, кто работает в некоммерческих организациях: что их мотивирует, как они это делают, чем загорелись. У нас есть и разделы, в которых есть информация, что такое некоммерческая организация. Конечно, все, что связано с продвижением этой темы в целом, - одна из задач, которые перед нами стоят.
- С какими идеями к вам обращаются те, кто хочет помочь? Бывают ли среди них совсем неожиданные предложения?
- Недавно, например, к нам обратилась компания, которая захотела пожертвовать пять легковых автомобилей тем организациям, которые могли бы их использовать для оказания конкретной помощи конкретным людям. Сейчас мы продумываем маленькую акцию, как отобрать эти организации. Скорее всего, мы устроим мини-конкурс, чтобы понять, кому это нужнее.
- Насколько я знаю, CAF также помогает компаниям определить поле деятельности для социальной активности?
- Мы работаем вообще с теми, кто хочет заниматься благотворительностью, среди них есть и компании. Мы с каждой компанией обсуждаем, есть ли у них какие-то определенные приоритеты в благотворительной деятельности. Если их нет - мы помогаем им выработать благотворительную политику. У нас есть масса грантовых программ, которые инициированы и поддерживаются коммерческими предприятиями. Конечно, кризис экономический влияет на благотворительность и на благотворительную деятельность компаний.
- В какой степени?
- Есть компании, которые приостанавливают решения по выделению средств на благотворительность. Есть компании, которые вынуждены сократить бюджет на благотворительные программы. Но есть и те, кто раньше не занимался, а сейчас, несмотря на кризис, запускает какую-то благотворительную кампанию. Вообще мы озабочены происходящим и планируем исследование некоммерческих организаций в пору кризиса. Мы обеспокоены, что кризис в первую очередь ударит как раз по сервисным организациям. В пору кризиса спрос на их услуги возрастает - мировая статистика говорит об увеличении количества бездомных, людей, которым нужна юридическая помощь в защите своих прав. Однако некоммерческие организации оказываются уже не способны предоставить весь спектр и объем своих услуг. Для них это серьезное будет испытание. С другой стороны, было отрадно услышать, что некоммерческие организации воспринимают кризис еще и как возможность для себя выйти на новый уровень и формат вследствие оптимизации работы: активнее работать по привлечению волонтеров, с частными жертвователями и компаниями по партнерским проектам. Мы сейчас формулируем рекомендации как для бизнеса, так и для некоммерческих организаций в условиях экономического кризиса.
- Как поменялся благотворительный фон в России с тех пор, как CAF начал работу здесь?
- Осенью нам исполнилось 15 лет. Мы начинали в тот момент, когда некоммерческий сектор зарождался. Оля Алексеева, которая была директором CAF больше десяти лет, любит говорить о том, что все начиналось с одного письменного стола и полутора сотрудников. Сейчас CAF - это офис, больше 50 сотрудников, порядка 20 программ. Мы были пионерами в очень многих интересных явлениях. Мы были первые, кто вместе с государством организовал конкурс проектов некоммерческих организаций - ярмарка проектов Приволжского федерального округа. Мы, можно сказать, являемся мамой фондов местных сообществ, которые создаются в партнерстве власть-бизнес-некоммерческие организации для координации благотворительной деятельности в каком-то регионе, и сейчас таких фондов больше 20, это стало значимым институтом гражданского общества. Наши юристы стояли у истоков разработки законодательства о некоммерческих организациях. Все, что касается работы с бизнесом, тоже можно сказать, что мы начинали это разрабатывать - корпоративные программы. Мы очень рады, что многие из наших программ сейчас стали самостоятельными фондами.
- Как вы относитесть к светской стороне благотворительности?
- Это важная часть работы, и в некоторых организациях в составе попечительских советов есть знаменитости, и это неплохо, особенно если эта знаменитость действительно поддерживает деятельность организации и разделяет ее миссию. В последнее время эта тема становится очень популярной, даже появилась мода на благотворительность. Отрадно, что сейчас знаменитости сами к нам обращаются с вопросом, что можно сделать. Костя Дзю в конце этого года зарегистрировал фонд для развития детского юношеского бокса в России. К нам обращались и зарубежные знаменитости, в частности, последняя девушка Джеймса Бонда - Ольга Куриленко. Она хочет помогать детским домам на своей родине - Украине. У знаменитостей появился интерес, но с другой стороны, для них это совершенно новая тема и понятно, что у них нет времени и опыта, чтобы в этой сфере профессионализироваться. В то же время это тот ресурс, который бы позволил популяризировать благотворительность. У нас в этой связи есть пара идей, которые мы в ближайшее время запустим.
- Что бы вы могли сказать тем людям, которые пока по-прежнему не доверяют некоммерческим организациям и благотворительности в целом?
- Мне кажется, что благотворительность - это здорово. Один раз попробовав, ты начинаешь получать от этого удовольствие. Это открывает новый мир. Я пообщалась в свое время с Алексеем Налогиным: он стал инвалидом, но не опустил руки, а изобрел систему "Доспехи", которая помогает людям, которые обычно передвигаются в коляске, встать на ноги. Для меня это было шоком - я поняла, что те проблемы, которые обычно у нас есть каждый день в уме, - такие мелочи по сравнению с тем, что делают люди в некоммерческих организациях. Возможность участвовать в этой деятельности дает эмоциональный заряд в широком смысле слова. Можно развиваться, жить активно, не только получать, но и отдавать. Мне кажется, этот ресурс надо использовать.
- Благотворительность - как антидепрессант?
- Да, можно и так сказать.
Информационными партнерами социально-дискуссионного проекта "Россия Благотворительная" являются: интернет-телеканал Russia.ru, Агентство медицинской информации АМИ-ТАСС и Агентство социальной информации АСИ.