Действие, которое разворачивается в романе и в фильме, напоминает сон – и одно из предположений слушателей мастер-класса заключалось в том, что, вероятно, Уэльбек в весьма своеобразных отношениях со сновидениями и с психоанализом тоже. С первым писатель согласился, а по поводу второго кратко ответил, что не ходит к психоаналитику. Правда, несмотря на это, есть совершенно конкретные места действия фильма – юг Испании, а фрагменты с черными скалами – на Лансаротте, Канарские острова. Когда разобрались с местом действия, разговор зашел о самих персонажах писателя – его лирические герои всегда были людьми странноватыми: "Что касается персонажей, это, наверное, самая сложная тема. По-настоящему невозможно начать с нуля. Есть возможность оттолкнуться от некоего виртуального себя. Например, в фильме "Элементарные частицы" есть момент, где главного героя, студента аспирантуры, приглашает его научный руководитель, предлагает ему контракт, стабильную работу – карьерное продвижение. Мишель соглашается. В моей жизни такой случай был, только я в отличие от персонажа отказался: мне предлагали заниматься разработкой математической модели размножения какого-то вида рыб в озере. Есть ситуации в жизни, когда ты понимаешь, что начиная с какого-то узлового момента ты мог бы стать кем-то другим. И вот когда ты это понимаешь, рождается некий персонаж. Конечно, я понимаю, что у каждого автора есть свое видение того, каким образом выдумывать этих персонажей. Вот, например, один из способов – отталкиваться от совершенно другого человека. Скажем, есть исследования, изучающие Пруста, гласящие, что он синтезировал, совместил многих персонажей для создания одного целого персонажа. Такое тоже бывает. Я думаю, что в этом Пруст очень оригинален, как и во всем остальном. И все-таки многие другие романисты действуют иначе. Один из примеров очень удачного и оригинального создания персонажей я нашел у Филиппа Джиана в его книге "На пути к белому" ("Les Vers Chez Les Blanches"). И в этом романе он воссоздает мой образ, мой персонаж, который существует как некий литературный герой. Я считаю, что он не ошибся – там есть отсылки к некоторым интервью, которые я ему давал. А потом персонаж начинает жить совершенно другой жизнью, это уже совершенно другой человек, а не я. Я думаю, там есть однозначные успехи. Например, автор придумывает, что якобы у моего персонажа появляется восхищение перед Мадонной – у меня лично такого восхищения никогда не было и нигде оно не выражалось. По-моему, этот персонаж с Мадонной переспал – и это действительно очень смешные и удачные сцены, но, как видите, отталкиваясь от меня, персонаж становится кем-то другим. И очень часто так бывает, что персонаж изначально походит на какую-то реальную модель, реального прототипа, а потом совершенно становится кем-то другим. В принципе, эта модель довольно сильно близка к математическим моделям: чем точнее описан персонаж и чем он сам по себе глубже, тем больше вероятность размножения неких возможностей, могущих возникнуть у этого персонажа, которые проявляются на страницах романа. Это можно сравнить с некими паразитирующими организмами, которые вы культивируете в своем мозгу и они впоследствии развиваются самостоятельно", - это последнее замечание было, кажется, ключевым. Ведь пишущая братия и прочие представители искусства - пожалуй, единственные люди на земле, могущие себе позволить толковать о безумии и неких "паразитах" как существах полезных.