А еще вчера на главном спортивном канале шел сериал под названием "Футбол Слуцкого периода", активно раскупалась оперативно вышедшая свет книга главного спортивного журналиста страны о "тренере с нашего двора", а смысл высказываний экспертов разного ранга в адрес Слуцкого сводился к фразе героя старой комедии: "И что это я в тебя такой влюбленный?"
О том, что ждет его и команду после Евро, Леонид Слуцкий прекрасно знал. Наученные горьким опытом прошлого чемпионата тренер и футболисты первым делом покаялись, но этого кровожадной общественности оказалось мало. Еще Слуцкий с явным облегчением заявил, что доверие не оправдал и теперь с главной командой страны должен работать другой наставник. Глава РФС и министр спорта Виталий Мутко от этих слов тренера отмахнулся, мол, на эмоциях сказано, но на самом деле ему в этот момент было не до футбола – поездка нашей олимпийской сборной в Бразилию весела на волоске.
Да и что говорить, если главное Виталием Мутко было сказано еще до матча с Уэльсом? "После чемпионата Европы мы должны изменить стратегические подходы к футболу. Надо понять, что мы должны сделать. Да, мы потеряли шесть-семь лет, постояли на месте, но сейчас у нас есть концептуальные подходы, будет новая система по поиску талантов. Нужно, чтобы у футбола была экономика", – заявил министр.
При этом Мутко уточнил, что все эти решения будут приняты в сентябре, поскольку до этого времени ему будет не до футбола: надобно в Рио после допинговых скандалов в грязь лицом не ударить. Но, позвольте, а какие могут быть концептуальные подходы, если до домашнего чемпионата к тому времени останется чуть больше полугода? А все те же: в пожарном порядке бросить на амбразуру того же Слуцкого либо кого-нибудь свеженького и надеяться на авось. Из "свеженьких" предлагают Курбана Бердыева и Станислава Черчесова, но вряд ли они не понимают, что в случае провала на ЧМ-2018 нынешняя недельная пятиминутка гнева футбольной общественности покажется цветочками.
Привычка решать проблемы по мере их поступления должна была привести (и в итоге привела) к системной проблеме нашего футбола. Мнение, что главное – найти тренера, а остальное приложится, бытует не только в РФС, но и во многих профессиональных клубах. За последние шесть лет "Кубань" сменила 12 тренеров, "Локомотив" – семь, "Спартак" и "Динамо" – шесть раз. При этом от перестановки слагаемых сумма достижений всех этих клубов не особо менялась. Самое время, говоря словами классика отечественной сатиры, задуматься: а не пора ли что-то подправить в консерватории?
А наша футбольная консерватория постоянно наступает на одни и те же грабли: у нее есть амбициозная цель, увы, не подкрепленная внятной стратегией ее достижения. Какова была цель у нашей сборной на Евро? Как минимум выйти из группы. А почему "как минимум"? Наши футболисты до этого часто ли проделывали такой трюк? Откуда у наших футбольных чиновников и общественности синдром сборной Англии, которая по своему историческому статусу должна как минимум выходить в финалы международных турниров, а по факту лишь раз за последние 20 лет выиграла бронзу Евро-1996? Это англичане могут сетовать на тренерские провалы, ведь в распоряжении их наставников – сильнейшие клубные игроки континента, а у сборной России – объективно – ситуация иная.
Вот и Василий Березуцкий на нынешнем Евро выступил в роли Капитана Очевидность. "Все привыкли думать, что мы какая-то выдающаяся футбольная сборная, которая умеет играть на уровне ведущих команд мира. Но это не совсем так, а скорее – совсем не так. У нас высокое самомнение, мы думаем, что все нас знают, а оказывается, что не знает никто", – заявил он. О чем-то таком начал догадываться и министр спорта, предположивший, что нынешнее выступление сборной на Евро – "это наш уровень", а выше головы не прыгнешь.
Но тут с господином Мутко можно и не согласиться. Поскольку верно поставленные цели вкупе с выбранной стратегией дают результат даже тогда, когда кажется, что вы достигли потолка. И в России есть два клуба, которые это подтверждают на практике. Устав от тренерской чехарды, ЦСКА семь лет назад остановил свой выбор на Леониде Слуцком, поставив перед ним задачу регулярно выигрывать внутренние турниры. Как итог – три чемпионства за четыре последних года. Да, последние три сезона ЦСКА с завидной регулярностью не выходит из группы Лиги чемпионов, но, судя по всему, перед тренером и селекционной службой клуба такой задачи пока и не ставят.
У "Зенита" за последние шесть лет было два тренера. И две главные цели – регулярно выигрывать чемпионат и выходить из группы Лиги чемпионов. Под них подбирались футболисты, под них же приглашались тренеры. И даже после нынешнего, по всем статьям провального, сезона смена наставника на была реакцией на неудачу, а стала предсказуемой и рутинной работой клуба, четко представляющего необходимый и достаточный минимум для достижения желаемого результата. "У нас есть задача войти и удержаться в топ-10 ведущих клубов Европы, а приобретение и подписание футболистов – просто инструменты для ее решения. Наша задача и цель – постепенное повышение уровня первой команды, а для этого нужно регулярно побеждать в чемпионате, играть в Лиге чемпионов и сделать обычным и рутинным не просто выход из группы, но и участие в четвертьфинале", – довольно буднично рассказывал журналистам президент клуба Александр Дюков.
Ни у кого даже не возникает сомнения, что эти цели "Зенита" – не фантазии гоголевского помещика Манилова, а объективная оценка возможностей и клуба, и команды. Есть не только гипотетическая возможность приобрести футболиста уровня Халка, но и довольно перспективная молодежь, в которую уже вложены немалые средства и которой пора начинать приносить клубу отдачу. Потому и приглашен Мирча Луческу: у него есть важное для "Зенита" качество – умение работать с молодежью и, образно говоря, зажигать футбольные звезды.
По сути, ЦСКА и "Зенит" демонстрируют РФС проторенную дорожку, кирпичиками в которой служат три главных составляющих: верный выбор цели, объективная оценка имеющихся для ее достижения средств и приглашение менеджера (каким и должен быть тренер), способного эффективно и по максимуму использовать эти средства.
Понятно, что завышенные ожидания болельщиков не позволяют нашим спортивным чиновникам (увы, склонным к популизму) ставить перед командой реальные цели. И заявлять, что задача-максимум сборной на домашнем чемпионате – выйти из группы, они точно не рискнут. А надо бы.
"Другой сборной у нас нет", – с горечью напомнил Виталий Мутко после поражения от Уэльса.
Так и захотелось добавить, что и не будет, если продолжать тушить футбольные пожары с сентября, как вновь собирается министр спорта. За оставшееся до чемпионата мира – 2018 время что-то совершенно новое создать невозможно. Но вот искусно использовать тех футболистов, что сегодня на виду в России, учитывая их игровые связи в клубах, наверное, можно.
Впереди – куча товарищеских матчей, достаточно времени, чтобы не просто слепить команду из того, что было, но и отточить ее лучшие стороны, замаскировав недостатки. Найти такого тренера и правильно поставить перед ним цель – это, пожалуй, единственное, что может сегодня сделать для сборной РФС. После чего можно заняться своей главной работой – развитием российского футбола. Спортивными школами, молодежными сборными разного уровня, тренерами, которых у нас сейчас не так уж и много, коль скоро год назад у Слуцкого альтернативы не нашлось. А еще той самой экономикой футбола, начиная с его инфраструктуры. Словом, двигаться к цели осознанными стратегическими шагами. Без попыток угодить всем и сразу, приглашая "тренера с нашего двора" по совместительству, наступая на горло профессиональным клубам из российской футбольной элиты ужесточением лимита и, как следствие, убийством конкуренции среди игроков в зародыше.