С одной стороны, команда, по сравнению с той, что была при Фабио Капелло, обновилась почти наполовину. С другой – кто из этих новичков попал в сборную благодаря тому, что клубам в начале сезона пришлось в пожарном порядке перекраивать составы, убирая из основы "лишнего" легионера?
Большинство новичков из списка Слуцкого – это "хорошо забытое старое": Алексей Березуцкий, сыгравший за сборную 53 матча и выступавший на Евро-2012, Павел Мамаев, с 2009 года 10 раз выходивший на поле в составе национальной команды, Роман Шишкин, дебютировавший в сборной в 2007-м, Олег Иванов, которого заметил еще старина Гус Хиддинк и хотел взять на Евро-2008, да Иванова здоровье подвело. Не нашлось у тренера замены даже для Романа Широкова, который у Слуцкого в ЦСКА сидел в глубоком запасе и с таким же прицелом взят, вероятно, и во Францию. А выпавшего из обоймы из-за травмы Алана Дзагоева пришлось в экстренном порядке заметить Дмитрием Торбинским, ветераном сборной – 28 матчей на его счету. Других, как говаривал еще Капелло, в России нет.
Давно нет в России и самого Дона Фабио, а дело его живет: в списке Слуцкого – сразу два "натурализованных" игрока, о чем мечтал еще итальянец. И если вратарь Маринато Гилерме россиянам хорошо знаком, то чем заслужил дебют в главной команде Роман Нойштедтер, включенный в заявку до того, как получил российский паспорт, понять невозможно. Разве что тем, как активно его рекламировали в последние полгода спортивные СМИ, недвусмысленно намекая на то, что на российское гражданство этот немецкоподданный согласится только при условии вызова в сборную.
Нельзя приписывать ужесточению лимита на легионеров и появление в сборной Артема Дзюбы. О необходимости его вызова намекали еще Фабио Капелло, то есть в то время, когда главным виновником неудач сборной считался тренер, а не легионеры. Да, некоторые уверены, что у Дзюбы не было бы шансов получить максимальное игровое время в "Зените", если бы не ужесточенный лимит. Но давайте вспомним, что Артема в "Зенит" приглашали задолго до того, как стало известно, что лимит будет ужесточен.
Тех, кто действительно получил приглашение в главную команду страны благодаря Леониду Слуцкому, в списке всего двое – армеец Александр Головин и краснодарец Федор Смолов. Стало ли это приглашение следствием лимита? Скорее уж, вопреки, поскольку оба честно выиграли конкуренцию за право выходить в основе в клубных командах. Единственный, кто, пожалуй, получил возможность наиграться в сезоне вдоволь благодаря новым правилам, – зенитовец Артур Юсупов, но он в сборную не вызван.
Понятно, что для наших футбольных чиновников нынешнее Евро – что-то вроде генеральной репетиции перед домашним чемпионатом мира. Ради которого, собственно, и заваривалась каша с ужесточением лимита. Доказывая его необходимость, Виталий Мутко недвусмысленно намекал на то, что богатые клубы предпочитают покупать сильных иностранцев, а не растить своих звезд. В логике министра есть одна нестыковка.
Известно, что именно богатые клубы вкладывают немалые деньги в развитие собственных футбольных школ. Академия "Зенита" сегодня считается одной из лучших в стране, ее воспитанники есть практически во всех командах премьер-лиги. Большие планы по развитию собственной и без того неплохой футбольной школы – у ЦСКА, руководство которого намерено вокруг строящегося стадиона армейцев возвести настоящий спортивный город. Постоянно на виду – воспитанники "Спартака", да и стремительно развивающийся "Краснодар" делает ставку на воспитание юных футболистов. Зададимся вопросом: зачем клубам тратить немалые деньги на подготовку футболистов, если по логике Виталия Мутко им проще купить уже готовых игроков? И зачем тому же "Зениту" и "Спартаку" содержать еще и вторые команды, играющие в ФНЛ, где набираются игрового опыта те самые собственные воспитанники?
Увы, таких вопросов идеологам ужесточения лимита на легионеров никто не задает. А надо бы, причем в ближайшее время, поскольку после Евро-2016 РФС явно вернется к реализации угроз, которые Виталий Мутко озвучил еще зимой. А министр спорта и главный футбольный чиновник страны обещал, что легионеров из команд премьер-лиги и дальше будут убирать.
Правильной ли дорогой идем, товарищи? Вот, например, "Динамо" избавилось от сильных легионеров – отнюдь не благодаря РФС, а сугубо по финансовым причинам, которые оставили клуб без Лиги Европы не только в прошлом сезоне, но и в следующих. И где сегодня "Динамо"? Может быть, собака зарыта не в том, сколько иностранцев играет за клуб, а в том, как менеджеры большинства наших клубов решают проблему поиска финансов?
Совсем свежий пример. Сотворивший маленькое чудо с "Ростовом" Курбан Бердыев, по слухам, имеющий приглашение возглавить в следующем сезоне "Спартак", уже начал торги с руководством области. Мол, останусь в "Ростове", если погасите долги и обеспечите финансами покупку трех-четырех звезд. Будьте уверены, все они будут иностранцами. Предложение, от которого ростовчане просто не могут отказаться, ведь команда с такой помпой и под такие овации завоевала путевку в Лигу чемпионов. Провалиться в главном турнире Европы только потому, что у клуба не хватило денег на удовлетворение аппетитов тренера-победителя, было бы большим позором.
С "Ростовом", конечно, случай исключительный, но принцип выбивания денег под страхом исчезновения клуба со спортивной карты России не нов, по этому пути прошел и сам "Ростов", несколько лет находившийся на грани банкротства, и другие клубы из второй восьмерки турнирной таблицы Премьер-лиги. Поможет ли им стать богаче и готовить игроков для сборной ужесточение лимита на легионеров? А что при старом лимите мешает?
И как в этой ситуации выкручиваются небогатые клубы из Испании или Германии, например, где бутсой по столу региональных властей не постучишь? Вы удивитесь, но одним из серьезных источников дохода многих таких клубов является продажа футболистов богатым командам. В России эта практика почти отсутствует. Вернее, возможность приглянуться клубам из первой пятерки держат в уме сами игроки и их агенты, а вовсе не менеджеры клуба, которые то ли не умеют, то ли не хотят зарабатывать на трансферах. Один из молодых футболистов, мечтающий выбиться из второго дивизиона в первый, рассказывал мне как-то, что тренер его команды, узнав о прибытии скаутов из богатого клуба, ломал голову над тем, как сделать, чтобы селекционеры не положили глаз на кого-то из лидеров. Мол, пригласят в богатый клуб, а я, тренер клуба небогатого, не смогу выполнить поставленную задачу, и меня выгонят.
А ведь как могло бы быть в идеале? Приглашай тренера, умеющего работать с молодежью, ищи талантливых футболистов, шлифуй их мастерство и продавай в большие клубы, пополняя свой скудный бюджет неплохими деньгами. Так поступали, например, в испанском "Атлетико", когда этот клуб еще не был столь богат и именит, как сегодня. Сначала продали Торреса за вполне приличную сумму, а затем за баснословную цену – Фалькао. Так же поступила и переживавшая финансовые трудности испанская "Малага", у которой "Реал" приобрел Иско. Можете вспомнить подобные случаи в России? Разве что переход Данни из "Динамо" в "Зенит". Есть и другой путь – бери у тех же академий "Зенита", ЦСКА, "Спартака" молодых футболистов, давай им игровую практику (тем более, что верхом мечтаний для большинства клубов второй восьмерки всегда было не попасть в зону вылета, а вовсе не цель – попасть в зону еврокубков, например), что называется, "доращивай" и возвращай за вознаграждение. Понятно, что больших денег на этом не заработаешь, но функция инкубатора тоже чего-то стоит. Тем более, что бюджет клубов второй восьмерки каждому лишнему миллиону рад. Но в России почему-то лучше всего работают селекционеры именно из больших клубов. Достаточно вспомнить, как "Зенит", например, подписывал контракт с Романом Широковым или Константином Зыряновым, которых никак нельзя было отнести к молодым и начинающим, однако каких-то прорывов от них уже никто не ждал. Но оказавшись в Петербурге, оба стали не просто игроками сборной – лидерами национальной команды. Такая же судьба ждала и Игоря Смольникова, буквально с первых шагов в "Зените" превратившегося в незаменимого игрока первой команды страны. Алана Дзагоева – ЦСКА нашел в димитровоградских "Крыльях Советов – СОК" и превратил его в одного из лидеров сборной.
Вот о чем следует думать нашим чиновникам из РФС, когда они будут обсуждать очередное ужесточение лимита. Смотреть в список Слуцкого, думать о домашнем чемпионате и помнить, что 2018 годом футбольная жизнь в России не ограничивается. И будут еще и чемпионаты Европы, и чемпионаты мира, на которых нашей сборной тоже неплохо бы поиграть и даже что-нибудь выиграть. А заодно показать себя в клубных европейских турнирах. Желательно – так, как делает это та же Испания. Но тут, понятно, директивными указаниями дело не решить. Здесь психологию нужно менять. И требовать от клубов жить по средствам, учиться зарабатывать. Глядишь, и отношение болельщиков к футболу в стране изменится. И не будет больше такой ситуации, как в Химках, в последнем туре, когда болельщиков "Динамо" на, по сути, матче жизни или смерти для их команды пришло примерно столько же, сколько приехало из Петербурга поклонников "Зенита", для которого эта игра уже ничего принципиально не меняла.