Порошенко бредит этой идеей не первый месяц. "Мы рассматриваем совместную инициативу о создании Черноморской флотилии под руководством НАТО с целью усиления присутствия альянса и укрепления безопасности на Черном море. Украина с удовольствием присоединится к этой инициативе после утверждения ее альянсом", – заявил украинский лидер в ходе своей поездки в Румынию в апреле этого года.
В ходе встречи лидеров Румынии и Украины обсуждалось, что в состав этой флотилии могут гипотетически войти корабли Германии, Италии, Турции и США, а костяком флотилии должны стать военные флоты Турции и Украины. Это при том, что к черноморским государствам относятся Россия, Турция, Румыния, Болгария, Украина и Грузия. А, согласно конвенции Монтре, время пребывания кораблей нечерноморских государств в акватории Черного моря ограничено 21 днем.
Однако, склонного к громким внешнеполитическим заявлениям Порошенко международное право никогда особо не волновало. Впрочем, дело было почти полгода назад, и за это время геополитический расклад в черноморской акватории сильно изменился. И не только потому, что Турция вновь развивает военно-политические контакты с Россией и координирует с ней свои действия в ходе сирийского конфликта.
Ведь поднимать ржавый украинский флот за свой счет западные страны не очень-то и стремятся. Да и осознание того, какими возможностями в акватории обладает Черноморский флот России, отпугивает "партнеров Украины" от этого бессмысленного действия.
А на днях западные партнеры Украины и вовсе посоветовали Порошенко оставить свои бесплодные мечты, и вместо этого заняться формированием так называемого "москитного флота". На языке военных моряков "москитный флот" означает совокупность малых боевых кораблей - например, торпедных, сторожевых, ракетных и других катеров. Самый распространенный пример – это флот сомалийских пиратов, которые захватывают крупные суда, окружая их хороводом быстроходных катеров.
Справедливости ради надо отметить, что не только пираты развивают ныне подобные флотские концепции. "Москитный флот" присутствует и в ряде островных государств, выполняя сторожевые функции, как, например, в Индонезии, которая состоит из 17,5 тысячи островов.
Теперь украинские стратеги пытаются мучительно переварить это предложение со стороны "партнеров из НАТО". В Сети даже развернулись целые дискуссии с участием известных украинских флотоводцев. Ряд экспертов считает, что "москитный флот", действительно, гораздо дешевле для казны и имеет свои преимущества в плане скорости развертывания и простоты обслуживания и ремонта.
Однако, например, экс-главком ВМФ Украины Сергей Гайдук считает, что "москитный флот" может быть лишь является составной частью крупной группировки боевых кораблей. "Лишь артиллерийскими катерами, которые составляют основу "москитного флота", ВМС не сможет адекватно противостоять Черноморскому флоту России, в составе которого есть новые надводные, подводные и воздушные ракетные платформы, в том числе и с крылатыми ракетами "Калибр", – сокрушается украинский вице-адмирал.
А какими силами обладает современный украинский военный флот? После подписания в мае 1997 года "Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота" флоту Украины были переданы 43 боевых корабля и 132 судов и катеров.
На сегодняшний день ситуация в украинском военном флоте плачевна. Всего, по состоянию на конец 2015 года, военно-морские силы Украины насчитывали около 50 боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов. Причем практически все они – наследие Черноморского флота ВМФ СССР и Пограничных войск КГБ СССР.
По большому счету, единственной серьезной боевой единицей ВМФ Украины является фрегат "Гетман Сагайдачный", построенный на территории уже независимой Украины в 1993 году. Относительно дееспособными можно назвать противолодочный корабль "Винница", ракетный катер "Прилуки", средний десантный корабль "Юрий Олефриенко", разведывательный корабль "Перяслав" и еще несколько малых военных суден, пока еще способных самостоятельно перемещаться в черноморской акватории.
Кроме того, в 2009-2010 годах Украиной закуплено восемь быстроходных жестко-корпусных надувных лодок, произведенных американской компанией Willard Marine Inc. Еще пять таких лодок были подарены американцами в 2016 году Украине в качестве нелетальной военной помощи.
Не удивительно, что сейчас Запад отказывает Порошенко в его больных фантазиях. Теперь даже самые близкие соседи Украины "сливают" проект Черноморской флотилии НАТО в долгий ящик безвременья.