Председателю совета директоров "Торпедо", генеральному директору "Лужников" Владимиру Алешину в этом году часто было не до команды. В основном он был занят общением с Федеральной антимонопольной службой после каждого матча турнира Лиги Чемпионов, во время которых размещалась, в соответствии с правилами УЕФА, реклама пивных брендов - спонсоров зарубежных команд. "Милиция составляет административные акты на "Спартак" и "Лужники" за рекламу пива. Но если мы будем нарушать это требование УЕФА, все закончится тем, что наши клубы вынудят проводить домашние матчи на нейтральных полях. Пострадает от этого и наш футбол, и российские болельщики", - описывал тупиковую ситуацию Алешин. Еще до принятия запретительных поправок Российский футбольный союз и Федерация хоккея России предупреждали чиновников и депутатов о грядущих проблемах для российского спорта. Функционеры от спорта как в воду глядели. "Мы недополучаем много контрактных денег для молодежного спорта из-за того, что, не обдумав, запретили рекламу пива… Спортивные федерации таких стран, как Австрия, Швейцария, Италия, абсолютно не гнушаются брать деньги от рекламы алкогольной продукции и направляют их на нужны своих молодежных и взрослых сборных", - говорит глава Олимпийского комитета России Леонид Тягачев. Учитывая, что только российский футбол, по некоторым оценкам, мог потерять в прошлом году 20-25 миллионов долларов, понятно, почему Тягачев выступает "за ослабление или даже отмену ограничений на рекламу пива во время спортивных мероприятий". В общем, как минимум 50 миллионов спонсорских евро недосчитались отечественные футбол, хоккей, волейбол и многие другие виды спорта. Раньше спонсорские деньги шли на улучшение стадионов и полей, на развитие детских спортивных школ и клубов. Как и следовало ожидать, запрет на размещение рекламы пивных брендов на стадионах и во время телетрансляций спортивных состязаний вынудил пивоваров пересмотреть или вовсе отказаться от поддержки игровых видов спорта. И от этого проиграли все: пивоваренные компании, спортсмены и даже различные юношеские турниры. Так, например, Санкт-Петербург лишился Кубка Балтики, в котором участвовали 400 дворовых футбольных команд и который спонсировали пивовары. Оказавшись между молотом и наковальней, пивоваренные компании вынуждены были искать выход из этой ситуации. "Производители пива, не имея возможности размещать рекламу при проведении международных соревнований в России, тем не менее приобретают права на ее размещение у международных организаторов при проведении соревнований за рубежом, – рассказывает президент Российского футбольного союза, председатель Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорта Виталий Мутко. - При этом указанные соревнования транслируются в России с рекламой и формально требования российского закона соблюдаются. Таким образом, российские рекламодатели достигают нужного маркетингового эффекта, иностранный организатор получает коммерческую выгоду, с которой отчисляются необходимые налоги в бюджеты других государств. А нам остается дырка от бублика". Впрочем, этот способ, несмотря на его оригинальность, не пользуется широкой популярностью у российских пивоваров, которые более заинтересованы напрямую поддерживать отечественный профессиональный спорт. Эксперты и сами спортсмены в один голос твердят, что именно пивоваренные компании должны спонсировать спорт еще и потому, что сегодня, как выразился зампред Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Виктор Глухих, "рекламу пива убрали, зато великие боксеры стали рекламировать водку". Получается, что мы только на словах поддерживаем здоровый образ жизни. Закон "О рекламе", который был призван защищать граждан, привел к совершенно неожиданным и печальным последствиям. В первую очередь пострадал российский спорт. При этом почти 90% из опрошенных исследовательским холдингом ROMIR Monitoring с уверенностью заявили, что, несмотря на ограничение рекламы ячменного напитка, меньше пить пива они не стали. И это, наверное, может подтвердить любой болельщик того же "Торпедо".