Однажды кто-то из тренеров по фигурному катанию заметил, что даже за границей чувствует себя, как дома. Это и не удивительно. Ведь если спортсмен не является выходцем из СССР или не имеет русские корни, то тренер или хореограф – обязательно наш соотечественник. Не стал исключением и немецкий фигурист Андрей Влащенко. Его уже считают одним из могикан фигурного катания. И дело вовсе не в возрасте (Белоусова и Протопопов до сих пор выступают), и не в количестве лет, проведенных на международной арене.
Хотя из тех, с кем Андрей выступал на Олимпиаде в Лиллехаммере девять лет назад, в любительском спорте не осталось никого.
А нынешние фавориты демонстрируют настолько отличное от той эпохи катание, с упором на четверные прыжки, что разница не может не бросаться в глаза.
Благодаря тому, что во всех анкетах в графе "место рождения" у Влащенко значится немецкий городок Ваймар, вокруг его имени постепенно сложилась легенда.
Мол, его родители эмигрировали в свое время из Советского Союза, а ребенок, рожденный в ГДР, всю свою жизнь там и провел.
Только вот выступление Влащенко на зимней Олимпиаде в Лиллехаммере-94 под латвийским флагом не укладывалось в рамки этой легенды.
- Наша семья, а мой отец - военный, насколько я знаю, действительно много ездила по стране, - признался Андрей корреспонденту "Дней.Ру". - В каких только городах СССР мы не жили! Были даже в Донецке.
Потом переехали в Ваймар, где я и родился. Но через два года перебрались в Ригу. Там и остались, потому что брату, у которого была астма, подходил тот климат.
- То есть, детских воспоминаний о Германии…
- …У меня не осталось. Мне ведь было года два, когда мы оттуда уехали. И фигурным катанием начал заниматься уже в Риге.
- А почему именно фигурным катанием?
- Это был 1980 год, эпоха Ирины Родниной. Фигурное катание процветало. Было столько кумиров. Думаю, многие мамы любили этот вид спорта. Моя – не исключение. Она и привела сначала меня, а потом и брата на каток.
- Вы не противились этому?
- Мне нравилось кататься на коньках. К тому же, я еще занимался спортивной гимнастикой, плаванием, ходил в секцию карате. Во дворе играли в футбол, зимой в хоккей…
Бальными танцами я тоже занимался. В общем, попробовал немало видов спорта, чтобы можно было сказать – фигурное катание – это мое.
- А вас не пытались переманить в парное катание или танцы на льду?
- Ну почему? Я одно время занимался танцами на льду, знаю несколько обязательных танцев, если не сказать, половину из тех, с которыми сейчас выходят на лед.
- Одно время вы тренировались у Виктора Кудрявцева…
- Тогда Латвия начинала потихонечку отделяться, спортшколы опустились до такого уровня… Тренеры разъехались, так что ни о каком результате речи быть не могло. Тогда я попросился к Виктору Николаевичу и провел у него два года.
- И почему же вы в итоге оказались в Германии, а не стали выступать в российской сборной или той же латышской?
- Почему? Я уехал обратно в Ригу. В России было много ребят, тот же Саша Абт. Надо было непременно на национальном чемпионате попадать в тройку призеров…
В тот же год выступил на чемпионате Европы, а затем и в Лиллехаммере от сборной Латвии. И только после этого переехал в Германию, потому что начались проблемы с федерацией.
Ничего не мог поделать с развившимся национализмом. Воспользовался моментом, договорился с немцами…
- Но ведь для этого нужно было получить немецкое гражданство?
- У меня до сих пор его нет. Для того, чтобы выступать на чемпионатах Европы и мира, не обязательно иметь штамп в паспорте, достаточно просто жить в этой стране.
- А как же Олимпийские игры?
- А на Олимпийские Игры я по этой причине не смог поехать.
- Вам до сих пор отказывают или вы сами не хотите менять гражданство?
- До сих пор был отказ. Я мог стать гражданином Германии как спортсмен, но получил отказ. Теперь гражданство получу только при определенном количестве лет, проведенных в Германии, как и любой другой человек. Кажется, остался еще год.
- В ваших планах значится Олимпиада 2006 года?
- Я не планирую выступить на Олимпийских Играх в Турине. Сейчас мне 28 лет, в 2006 будет 32. Не думаю, что буду так долго выступать в любительском спорте.
- Вы ни разу не жалели, что выступаете не за Россию? - Нет. Я очень много увидел, катаясь за Латвию, за Германию... В конце концов, наш вид спорта таков, что мы катаемся в первую очередь за себя.



