Россия является признанным мировым лидеров в космической отрасли, поэтому многие технические средства, связанные с этой сферой, оставляют своих конкурентов, если даже они имеются, далеко позади. Таким образом, например, дела обстоят с пусковыми установками.
Российский РД-180 используется, в частности, на американском носителе "Атлас-5", который, в свою очередь, выполняет свои задачи для военно-воздушных сил США. Пентагон не устраивает подобное зависимое положение, и он готов не жалеть средства налогоплательщиков, лишь бы получить ракетные двигатели схожих характеристик, но американского производства.
Так, глава Центра космических и ракетных систем ВВС генерал-лейтенант Сэмюел Грейвс рассказал о конкурсе на создание американской пусковой установки. Первоначальные заявки от участников должны поступить к 23 июня, а итоги конкурса будут подведены в сентябре. Компании, которые станут победителями, получат в общей сложности 160 миллионов долларов из бюджета американского военного ведомства.
"План состоит в том, чтобы прекратить использование РД-180, вложив вместе с нашими промышленными партнерами средства в разработку коммерчески эффективных пусковых систем, которые можно будет применять и для вывода на орбиту аппаратов", – цитирует ТАСС Сэмюела Грейвса. Проект, по замыслу его инициаторов, одолжен осуществляться по принципу государственно-частного партнерства, отметил он. Треть его стоимости должна быть покрыта за счет собственных средств производителей.
Решение об отказе от российских РД-180 США приняли еще в 2014 году и даже приняли в этой связи соответствующий закон, однако реальных подвижек по производству собственной пусковой установки сделано не было. Работа по созданию этой системы, по замыслу американских законотворцев, должна быть завершена к 2019 году, однако специалисты сомневаются в реалистичности подобного исхода.
В частности, консорциум United Launch Alliance (ULA) объявил о начале строительства новой ракеты "Вулкан", которая должна быть оснащена новым двигателем компании Blue Origin. Тем не менее, руководство ULA на всякий случай просит американское правительство продлить разрешение на эксплуатацию РД-180, если новый двигатель к тому моменту еще не будет произведен.