Пленум Верховного суда России принял постановление, разъясняющее ключевое положение 108-й статьи Уголовно-процессуального кодекса, запрещающей брать под стражу лиц, совершивших экономические преступления в ходе предпринимательской деятельности.
Напомним, что в апреле этого года в часть 1 108-й статьи УПК ("Взятие под стражу") по инициативе президента России Дмитрия Медведева были внесены существенные изменения, ограничивающие применение ареста к лицам, совершившим преступления в сфере предпринимательской деятельности. Новые положения 108-й статьи с некоторыми оговорками запрещают брать под стражу обвиняемых по 159-й ("Мошенничество"), 160-й ("Присвоение или растрата"), 165-й ("Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием") и 174-й ("Отмывание, или легализация преступных доходов") статьям УК.
На вчерашнем заседании Верховный суд России постановил, что судьи, вынося решения по делам, должны руководствоваться понятием о предпринимательстве из Гражданского кодекса, где разъясняется само это понятие, пишет "Коммерсантъ".
А там сказано, что предпринимательством является "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке".
"Если есть предприниматель, его бизнес зарегистрирован и целью является извлечение выгоды, а он совершил одно из преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, тогда на него распространяются новые правила избрания меры пресечения", - заявил председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев.
По мнению председателя Верховного суда, в связи с толкованием термина "предпринимательство" число арестов значительно сократится. "В конце года решений об альтернативных мерах пресечения, таких, как домашний арест и залог, будет значительно больше", - заявил он.
При этом Лебедев пояснил, что преступления, наподобие обмана на рынке, или жуликов, обманывающих пенсионеров, также являются мошенничеством, но не попадают под действие новых поправок.