Конституционный суд России подтвердил, что уголовные дела лиц, обвиняемых в терроризме, могут рассматривать только профессиональные судьи. Разбирательства по терроризму и шпионажу полностью исключены из практики суда присяжных.
Запрет на рассмотрение судами присяжных уголовных дел по ряду статей, в том числе терроризму и шпионажу, не противоречит Конституции России и не нарушает право граждан на судебную защиту, зачитал постановление Конституционного суда его глава Валерий Зорькин.
По словам Зорькина, изъятие из подсудности суда присяжных уголовных дел о терроризме связано со спецификой этих преступлений, отмечает РИА Новости. "С учетом сложившейся ситуации государство вправе выбирать те или иные судебные процедуры", - сказал Зорькин. Он добавил, что многие страны мира, пострадавшие от терроризма, такие как США, Франция, Великобритания, уже изменили свои законодательные акты, передает "Интерфакс".
Ранее в Конституционный суд России поступило пять жалоб. На неконституционность некоторых статей федерального закона о противодействии терроризму посетовали граждане, обвиняемые по статье "Теракт", отмечает ИА "Росбалт". Среди заявителей - 39-летний Рустем Зайнагутдинов, которого Верховный суд Башкирии приговорил к 15 годам колонии строгого режима за подготовку к терактам на территории республики и создание террористической организации "Уйгуро-Булгарский джамаат".
Кроме того, с жалобой в Конституционный суд обратились Расул Кудаев и Азрет Шаваев, которые проходят обвиняемыми по уголовному делу о нападении боевиков на Нальчик в октябре 2005 года. Двум другим "жалобщикам" – Алмазу Хасанову и Фархату Файзулину – был вынесен приговор за участие в международной исламистской организации "Хизб-ут-Тахрир". Еще один запрос поступил от Свердловского областного суда, который рассматривает уголовное дело с 16 обвиняемыми в участии в преступном сообществе, созданном с целью разбойных нападений. Свердловские судьи попросили разъяснений у Конституционного суда, как рассматривать уголовные дела подобного рода. Недопонимание судей вызвал тот факт, что процессуальные нормы предписывают рассмотрение дел с несколькими обвиняемыми судом присяжных, если хотя бы один из подсудимых заявил такое ходатайство.
Преследуемые по "мягким" статьям просят суда присяжных, тогда как их предполагаемые "главари", которым вменяются более тяжкие статьи – бандитизм и создание преступной группы, настаивают на профессиональных судьях. В запросе в Конституционный суд свердловские судьи просят своеобразного совета, как соблюсти права одних, не задевая при этом других. Тем более что суд лишен полномочий выделять такие дела в отдельное производство на стадии судебного следствия. Как напоминает деловая газета "Взгляд", в конце 2008 года в России был принят федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму". Этим документом предусматривалось, что уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями "Террористический акт", "Захват заложника", "Организация и участие в незаконном вооруженном формировании", "Массовые беспорядки", "Государственная измена", "Шпионаж", "Насильственный захват власти или насильственное удержание власти", "Вооруженный мятеж" и "Диверсия", не могут рассматриваться судом с участием присяжных.