Главной целью градостроительной политики российской столицы стало создание новых спальных районов, а также развитие и улучшение уже существующих в целях децентрализации и развития многофункциональных территорий. По мнению специалистов, только подобные шаги могут спасти город от пробок и перенаселения.
Децентрализация является необходимым этапом в развитии градостроительной политики Москвы. Все крупные города рано или поздно приходят к этому, и чем раньше это происходит, тем лучше. В этом можно убедиться и на опыте больших европейских городов. Процесс децентрализации влечет за собой исключительно положительные последствия: появление новых объектов социальной инфраструктуры (учебных и здравоохранительных учреждений, спортивных и культурных объектов), разгрузка центра города, перераспределение транспортных потоков, а также появление новых дополнительных рабочих мест для населения. Все это в целом повышает качество жизни населения, что стоит в приоритете у местных властей.
Существует множество факторов, имеющих непосредственное влияние на процесс децентрализации Москвы и развития многофункциональных территорий в городе. Руководитель Ипотечного центра Группы компаний SRG Марат Абдуллин выделилиследующие факторы, как необходимые, так и уже проводимые для децентрализации российской столицы:
Развитие транспортной и дорожной инфраструктуры
В период с 2012 по 2017 годы столичные власти поставили план – построить или реконструировать (в зависимости от необходимости) более 140 объектов. К настоящему моменту работы по некоторым объектам уже закончены и сданы. Новые развязки уже частично разгрузили основные магистрали на въездах в Москву. При этом многие объекты сдаются в эксплуатацию гораздо раньше установленных сроков. Ликвидация транспортных пробок (насколько это возможно в огромном мегаполисе) – главная цель местных властей в условиях современных реалий. С этой целью ведутся работы по расширению дорог, созданию перехватывающих парковок и отдельных полос для общественного транспорта.
Но помимо развития дорожной инфраструктуры, развивается и общественная транспортная система города. Так, например, к концу 2014 года будет открыто пять новых станций Московского метрополитена и два новых депо, сейчас обновляются парки наземного транспорта, а трамваи нового поколения уже начали перевозить пассажиров.
Развитие социальной инфраструктуры
В рамках развития социальной инфраструктуры активно ведется реализация проектов по строительству образовательных учреждений и других объектов социальной инфраструктуры: в ближайшие три года планируется открыть 112 детских садов, 55 школ, а также 60 объектов здравоохранения и 83 спортивных объекта.
Также все чаще строятся, так называемые, многофункциональные комплексы, одновременно служащие как торговые и офисные центры, спортивные и развлекательные площадки. Строить такие многофункциональные комплексы гораздо выгоднее как с финансовой точки зрения, так и в целях грамотного планирования и использования территорий.
Жилищное строительство и развитие социальных программ
К концу 2016 года должен быть выполнен определенный объем работ по сносу старых объектов жилой недвижимости, больше половины из них уже снесены, а на их месте активно строятся новые жилищные комплексы, отвечающие всем современным требованиям к качеству жизни. Расширяются границы города, осваиваются новые территории, возводятся новые микрорайоны – это яркий пример того, что работа в данном направлении не стоит на месте и выполняется в соответствии с плановыми показателями.
Реорганизация промышленных территорий
Москва – огромный мегаполис, и 17% его территории занято промзонами, подавляющее большинство которых уже давно не функционируют и, что называется, стоят без дела. Московские промзоны представляют собой огромнейший неиспользуемый ресурс, что, по сути, нецелесообразно и убыточно как для городских властей, так и для обычных городских жителей. Основная цель московских властей – реновация промышленных территорий в зависимости от нужд населения и районов города.