Главным мировым событием авиационной отрасли в июне стала презентация новейшего российского среднемагистрального самолета МС-21 в Иркутске. В зависимости от модели и компоновки лайнер способен нести на борту от 135 до 221 пассажира и до 22,6 тонн полезной нагрузки. Максимальная дальность полета при этом достигает шести тысяч километров.
Кроме того, при производстве МС-21 используются самые современные технологии. Так, его корпус изготовлен из композитных материалов, сочетающих в себе повышенную прочность с легкостью. Нововведения в конструкции крыла, в свою очередь, дают значительные преимущества в аэродинамике. И помимо того, что усовершенствованная конструкция двигателя сокращает потребление топлива, она же позволяет сократить количество вредных выбросов в атмосферу и снизить шум.
Все это, а также многие другие преимущества, делают российский лайнер одним из самых востребованных среднемагистральных самолетов. Тут, однако, следует помнить, что международный рынок уже поделен между такими гигантами как Airbus и Boeing. Сможет ли корпорация "Иркут" их подвинуть? Есть все основания полагать, что да.
Во-первых, в виду относительно невысокой конкуренции, и Airbus и Boeing перестали искать прорывные технологии, ограничиваясь усовершенствованными модификациями уже существующих моделей. Это значит, что МС-21 будет на голову превосходить стандартные самолеты. Более того, у него больший потенциал для улучшений. Цифра 21 в названии лайнера находится не случайно, она значит, что это среднемагистральный самолет именно XXI века, то есть он учитывает самые современные требования к авиатранспорту.
Во-вторых, стоит помнить о традиционных для России конкурентных преимуществах. Речь идет о большей надежности техники при сопоставимых или даже более низких ценах. Международные покупатели вооружения уже привыкли к этому, теперь дело за гражданским рынком. Для авиаперевозчиков, которые рассматривают свое дело и как бизнес, который должен приносить доход, и как дело, где необходимо обеспечивать максимальную безопасность, этот аргумент может стать решающим.
В третьих, у России уже есть традиционный рынок, где любят и ценят ее технику – это Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии, а также Латинская Америка. Естественно, что большой успех компанию ожидает на внутреннем рынке. Уже сейчас, до первого полета, сформирован портфель из заказов на 175 самолетов.
При этом у России уже есть опыт попадания на международный рынок авиационной техники, где ей удалось занять собственную нишу. Речь идет о самолетах Sukhoi Superjet, которые не только нашли своих покупателей, но и заинтересовали ряд стран в плане возможного совместного производства и технического обслуживания. Это только первые шаги, но уже сейчас можно говорить, что Superjet на равных соревнуется с флагманами бизнес-авиаперевозок.
Итак, российская гражданская авиапромышленность сделала два уверенных выстрела по международному рынку. В одном случае она уже заняла собственную нишу, в другом – готовится сделать это, причем конкуренция с такими гигантами как Airbus и Boeing ее не пугают. В такой ситуации аналитикам стоит ожидать третий, контрольный выстрел. Речь идет о дальнемагистральных самолетах, способных без дозаправок пересекать океан и доставлять пассажиров практически в любую точку планеты, оборудованную взлетно-посадочной полосой.
Стоит ли ожидать успеха и тут? Конечно стоит. Все шишки, которые можно было набить, российская авиапромышленность уже набила. Просчеты при распределении ресурсов, неточности при распределении рекламных бюджетов и другие организационные проблемы проявили себя, и над ними была начата работа по исправлению. Технологический же аспект ситуации вопросов не вызывает и не вызывал никогда – начиная от военных самолетов Россия всегда делала самую надежную и эффективную технику. Остается только соединить это на практике, и тогда ведущие мировые производители авиационной техники получат мощного конкурента в лице российского производителя.
Если с МС-21 все получится, то России удастся отвоевать 10% рынка, оценивают эксперты. Это, в конечном счете, позволит стране вступить в элитный клуб авиапроизводителей и, как и настаивал на этом премьер-министр России Дмитрий Медведев, закрепиться на нем. Это тем более вероятно, что, по оценкам специалистов, сейчас на рынке спрос превышает предложение. Вдобавок ко всему, российская техника по своим техническим характеристикам действительно превосходит зарубежные аналоги. Остается дождаться первого полета, который назначен на начало 2017 года. Кроме того, специалисты рассчитывают, что в дальнейшем, с течением времени, интерес к российской новинке будет только расти.