Руководитель Центробанка Эльвира Набиуллина рассказала о ситуации в российской экономике и банковской системе, волатильности курса рубля и своевременности перехода к плавающему курсу, а также об антикризисных мерах ЦБ. Также она на пояснила, в чем принципиальное различие между ставкой 15% и 17% для экономики в нынешних условиях.
"Повышение ставки до 17% в декабре было направлено на стабилизацию инфляционных и девальвационных ожиданий. И эта мера привела к тем результатам, на которые мы рассчитывали. Сейчас есть все условия, чтобы немного снизить ставку без ущерба для цели снижения инфляции до 4% в среднесрочной перспективе", – цитирует главу ЦБ Forbes.
"Эффект для экономики от снижения ставки будет. Конечно, он проявится не сразу. Сейчас в первую очередь это сигнал, что высокие процентные ставки – это не навсегда, и это позитивный сигнал для бизнеса. Ставки по длинным кредитам, которые и нужны для финансирования инвестиций, будут формироваться с учетом этого. Мы наблюдаем уже сейчас формирование так называемой инверсивной кривой процентных ставок. И хотим это закрепить", – пояснила глава ЦБ.
Вместе с объяснение снижения ставки, Набиулина прокомментировала и еще одно знаковое решение регулятора. Отвечая на вопросы, глава ЦБ рассказала о переходе к плавающему в курсу, объяснив, что это было принято для сдерживания инфляции. "Чтобы жизнь населения удержать на нормальном уровне, не допустить болезненного роста цен", – сказала Набиулина.
По ее мнению, инфляция могла бы быть значительно выше, если бы ЦБ не перешел к плавающему курсу и не повысил ставку. "Сейчас экономика должна приспосабливаться к новой реальности, повышать свою конкурентоспособность, повышать производительность труда, – отметила глава регулятора. – Мы привыкли, что у нас производительность растет медленнее, чем наши доходы. Это было возможным в условиях высоких цен на нефть и высоких темпов роста экономики. Сейчас мы должны научиться жить по-другому: благосостояние должно повышаться вслед за производительностью. Это вызов для нашей экономики, и мы должны на этот вызов ответить".
Глава регулятора пояснила, что ЦБ предполагал высокую волатильность. По ее словам у Банка России была альтернатива – зафиксировать курс. "Сделать это можно двумя способами. Либо потратить золотовалютные резервы, но при таких ожиданиях на долгосрочную перспективу это абсолютно непродуктивно, потому что мы бы пришли к тому же результату через некоторое время, только без золотовалютных резервов и, соответственно, с большей уязвимостью к внешним шокам на будущее. Либо вводить административные ограничения, но я считаю это абсолютно неправильным. Выход был только один – переход к плавающему курсу и нахождение точки равновесия, которая бы соответствовала состоянию российской экономики, состоянию платежного баланса", – пояснила руководитель Центробанка.
Вместе с этим Набиулина предположила, что в ближайшее время сильные колебания курса рубля прекратятся. "Увеличение амплитуды колебаний курса было неизбежным,– заявила глава регулятора. Волатильность дальше будет постепенно снижаться, что очень важно, так как сильные скачки курса затрудняют планирование экономической деятельности".