После затишья в российско-китайском сотрудничестве в 2006-2010 годах, крупные оружейные сделки между двумя странами начали заключаться все чаще. Еще в 2013 году Китай приобрел у России оружия и военной техники на 1,8 миллиарда долларов, заняв четвертое место среди покупателей российского вооружения. С тех пор Пекин продолжает находиться среди лидеров по закупкам.
Новая сделка России и Китая выводит военно-техническое сотрудничество между странами на новый уровень. "Долгие переговоры по поставке Су-35 в Китай завершены, мы подписали контракт", – цитирует "Коммерсантъ" генерального директора госкорпорации "Ростех" Сергея Чемезова. Китай должен получить 24 машины общей стоимостью около двух миллиардов долларов или порядка 83 миллионов за самолет.
"Китай официально стал первым зарубежным заказчиком Су-35, это беспрецедентный контракт в истории поставок боевых самолетов", – заметили в сфере военно-технического сотрудничества. До этого момента российские истребители 4++ поколения состояли только на вооружении у Российской армии.
В период с 2012 по 2015 годы на вооружение должны встать 48 машин. Вскоре ожидается заключение новой сделки на еще 48 истребителей. Возможности Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения, согласно оценке специалистов, позволят выполнить эти соглашения, равно как и заключенный с Китаем договор, в срок.
"Это гарантированная загрузка мощностей на несколько лет", – рассказал представитель авиационной промышленности. При этом российско-китайский контракт не подразумевает лицензионного производства самолетов на территории КНР – заказчик получит полностью готовые к эксплуатации самолеты.
Интерес китайских военных к Су-35 проявился еще в 2008 году во время авиакосмического салона Airshow China, когда главком ВВС Китая генерал-полковник Сюй Цилян ознакомился с возможностями истребителя и оценил его характеристики. В 2011 году Минобороны КНР обратилось в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству с предложением о закупке Су-35.
Предварительное соглашение было подписано еще в конце 2012 года, однако на согласование технических и финансовых условий ушло еще три года. В частности, задержка была связана с тем, что Пекин рассчитывал получить измененные самолеты – в частности, он потребовал оборудовать кабину пилотов своей авионикой.
Мыслей о том, чтобы отказаться от покупки, у китайской стороны не было. Как отмечают эксперты, существующие мощности по производству собственных самолетов J-11 не позволяли сократить разрыв по оснащенности от ВВС других стран. Кроме того, российские боевые машины обладают увеличенным внутренним запасом топлива, что позволяет Пекину усилить контроль над спорными территориями, ситуация вокруг которых обострилась.